Физиологические обоснования принципов спортивной тренировки

Источник:
|
В процессе спортивной тренировки происходит адаптация (специфическое приспособление к физическим нагрузкам) за счет морфологических, функциональных и метаболических изменений в различных органах и тканях, а также совершенствование нервной, гормональной клеточной регуляции функций. В результате создается два основных функциональных эффекта:
- Усиление максимальных функциональных возможностей всего организма в целом (это проявляется при выполнении предельно максимальных тестов МПК, МКД)
- Повышение экономичности деятельности всего организма в целом и его отдельных систем и органов, это выявляется при выполнении стандартной не максимальной нагрузки.
Принцип сверхотягощения - адаптационные изменения вызываются только значительными нагрузками, превышающими по объему и интенсивности определенный пороговый уровень. Небольшие нагрузки, не достигающие порогового значения, прироста адаптации не дают. Они неэффективны, но способствуют сохранению достигнутого уровня физической подготовленности. Они широко используются в оздоровительной физкультуре.
Тренировочные эффекты возникают при использовании пороговых нагрузок, которые заведомо превышают обычную, повседневную, привычную тренировочную нагрузку.
Пороговая тренировочная нагрузка должна находиться в определенном соответствии с текущими функциональными возможностями данного человека, т.к. одна и та же тренировочная нагрузка в разные периоды может быть пороговой, надпороговой и подпороговой, т.е. порог постоянно изменяется. Педагогические принципы индивидуализации и постепенности повышения нагрузок основаны на физиологическом принципе пороговых нагрузок.
Основными параметрами физических нагрузок являются ее интенсивность, длительность, частота, одним словом объем. Каждый из параметров играет самостоятельную роль, но их взаимовлияние друг на друга до конца не изучено.
Пороговая длительность нагрузки зависит от ее интенсивности? При более низкой интенсивности нагрузка должна быть более продолжительной (чем чаще и длительнее, тем больше тренировочный эффект).
Систематическое выполнение тренировки вызывает специфическую адаптацию, обеспечивает совершенствование тренировочных упражнений, такая адаптация проявляется в специфических тренировочных эффектах - наибольшее повышение результата и экономичности его выполнения.
Специфичность тренировочных эффектов в значительной степени связана с принципом пороговых нагрузок, т.к. проявляется только в отношении тех систем и органов, для которых в процессе тренировки достигнут уровень порога.
Использование сходных друг с другом по хаpaктеру функциональных запросов упражнений вызывает сходные общие тренировочные эффекты, но на уровне высшего спортивного мастерства наибольшие тренировочные эффекты (рост спортивных результатов) достигается при использовании в качестве тренировочных упражнений тех, которые являются соревновательными для данного вида спорта. Тренировочные эффекты постепенно уменьшаются при снижении пороговых нагрузок, или вообще исчезают при прекращении тренировок, т.е. имеется обратимость тренировочных эффектов, педагогический принцип повторности и систематичности основан на обратимости. При определении тренировочного режима следует учитывать цели тренировки, т.к. для сохранения тренировочных эффектов достаточны меньшие и более меньшие нагрузки.
Принцип последовательности учитывается при построении тренировочного процесса в сезонных видах спорта. Особенно этот принцип важно соблюдать при работе с начинающими спортсменами.
Принцип регулярности описывает закономерности развития адаптации, т.е. от продолжительности отдыха между тренировками. Принцип отрицательного взаимодействия нагрузок приводят к глубоким биохимическим и функциональным сдвигам, затем следует восстановление и фаза суперкомпенсации. Новый микроцикл может начаться в фазы суперкомпенсации, это повышает двигательный потенциал спортсмена.
Принцип цикличности, т.е. периоды интенсивных тренировок следует чередовать с периодами отдыха или тренировок с использованием нагрузок уменьшенного объема и интенсивонтси, дабы не было истошающего эффекта.
Раздел статьи: Физиология спорта
Этапное планирование в спорте обычно имеет продолжительность от 1 – 1...
24 12 2025 10:53:19
Прозрачность должна быть не менее 30см, а воды плавательных бассейнов -20 см...
23 12 2025 9:15:24
Основной документальной формой учёта данных физкультурного самоконтроля является регулярное ведение дневника самоконтроля (таблица ниже)...
22 12 2025 8:18:17
При разработке содержания урока по физической культуре необходимо:
• Определить средства и методы решения каждой из задач урока...
21 12 2025 16:12:34
В первую группу входят: 1) модели, хаpaктеризующие структуру соревновательной деятельности; 2) модели, хаpaктеризующие различные стороны подготовленности спортсмена; 3) морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающие достижение заданного уровня спортивного мастерства...
20 12 2025 21:38:37
Количество всасывающихся веществ не зависит от потребностей организма (за исключением меди и железа), они пропорционально потрeблению пищи...
19 12 2025 8:28:16
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Педагогическая деятельность
...
18 12 2025 2:20:28
Когда-то они входили в белки кудахтающих кур, флегматично жующих коров, заботливо взращенной сои...
16 12 2025 19:26:35
Двигательной реакцией принято называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (стартовый сигнал, ситуация имеющая сигнальное значение) и заканчивающаяся с началом ответных действий – стартовых, либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому...
15 12 2025 6:41:11
>1. Традиционная классификация.
словесный
наглядный
практический
работа с книгой
видеометод
Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссиядиспут
Иллюстрация Демонстрация Наблюденияуч-ся
Опыт Упражнение Учебнопроизводительный труд
Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование
Просмотр Обучение Упражнение под контролем компьютера Контроль
...
14 12 2025 1:26:52
Для определения общей плотности урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке (Tад)...
13 12 2025 20:14:57
Однако в этом упражнении ни амплитуда движения, ни, что ещё более важно, акцентируемый участок движения не соответствует таковым в беге и прыжках...
12 12 2025 12:23:58
На первом и втором этапах многолетней подготовки (13 – 16 лет) тактическое совершенствование является второстепенной задачей, так как решаются лишь наиболее общие вопросы тактической подготовки, относящиеся к теоретической и пpaктической части совершенствования...
11 12 2025 0:13:30
Ионизирующее излучение образуется в процессе самопроизвольного превращения неустойчивых изотопов одних химических элементов в другие...
10 12 2025 10:47:18
В условиях максимальной нагрузки ЧД возрастает до 40-60 в 1 минуту...
09 12 2025 18:41:17
Оздоровительные силы природы используются по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания; 2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры)...
08 12 2025 14:15:45
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
07 12 2025 21:45:55
0
Казеиноген молока
казеин
Желудочный сок
Пепсиноген
желудок
2...
06 12 2025 7:17:19
>• профпросвещение – формирование у учащегося положительного отношения к труду учителя Ф К (тренера по И В С);• профинформация – ознакомление учащегося с деятельностью учителя Ф К, тренера; с кругом профессий в области Ф К и С (менеджер по спорту, методист по спорту, инструктор по спорту);• профагитация – доведение до сознания учащегося общественной значимости труда учителя Ф К, тренера;• профпропаганда – привлечение учащегося к оформлению наглядности по профориентации и методического кабинета;• профдиагностика – всестороннее изучение личности учащегося: интересы, мотивация, индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер и т.д.), занятость в свободное время.• профвоспитание1. Оказание помощи в приобретении З У Н и развитие у учащегося склонностей и способностей путем включения их в практическую деятельность по профилю выбранной специальности (проведение спортивного занятия, тренировки, участие в проведении внеклассных спортивных мероприятий), при этом реализуется один из принципов психологии развитие личности в деятельности.2. Формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, благодаря качественно проведенным занятиям и спортивным мероприятиям.3. Формирование личностных качеств, включающих следующие компоненты:- профессионально-педагогический: интерес к профессии, к Ф К и С, любовь к детям, значимые мотивы выбора профессии, качества личности (педагогический такт, принципиальность, справедливость);- мировоззренческий проявляется в моральных качествах, в осознании общественного долга, ответственности, общественной активности;- познавательный направлен на овладение знаниями, на стремление к самосовершенствованию, на творческое отношение к работе и учебе.4. Формирование у учащегося аналитического подхода к выбору профессии на основе оценки своих способностей.• профконсультацииа) ознакомление с требованиями, предъявляемыми к личности учителя Ф К, тренера.б) оказание помощи в выборе конкретной специальности, в выборе физкультурного учебного заведения.• профадаптация - осуществление контроля и помощи выпускникам в овладении профессией в процессе учебы в физкультурном вузе. Важную роль в ориентации учащихся на педагогическую деятельность играет личность педагога. Учитель Ф К, тренер являет собой агитационный «плакат», призывающий к выбору именно его профессии (... или отталкивающий). Спортивные наставники призваны помочь разрешить юным спортсменам вопрос «кем быть?» и показать им «какими они должны быть».« Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика». ( В. А. Сухомлинский). Работа по профессиональной ориентации в вузе на учительскую профессию может эффективно осуществляться по направлениям:1. согласованное и преемственное взаимодействие школы и педагогического вуза по профессиональной ориентации школьников и студентов;2. выполнение студентами дифференцированных корректировочных программ по профориентации с учетом типологических особенностей, характеризующихся наличием довузовского опыта педагогической деятельности и мотивов выбора профессии учителя;3. вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора учительской профессии. Таким образом, подготовка к профессии учителя должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжается в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении.
...
03 12 2025 16:49:54
Здесь следует отметить подбор, вариативность и особенности сочетания средств и методов в процессе построения программ тренировочных занятий, разнообразие и особенности сочетание при построении микроциклов, применение восстановительных микроциклов при планировании мезоциклов и др...
02 12 2025 14:40:22
Физиологические механизмы развития двигательных навыков...
01 12 2025 2:18:39
Оно подразумевает увеличение ЧСС, систолического объема, минутного объема сокращения, увеличение легочной вентиляции и энерготрат, повышение температуры тела...
30 11 2025 8:46:58
Вместе с тем каждый документ имеет своё назначение в системе планирования, выполняет определённую функцию...
28 11 2025 1:16:12
Широко применяют упражнения с интенсивностью, несколько превышающую соревновательную...
27 11 2025 18:39:45
Ниже приведены наиболее общие морфологические хаpaктеристики спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных видах спорта, а также оптимальные возрастные границы для достижения наивысших спортивных результатов...
24 11 2025 13:51:27
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
22 11 2025 21:13:24
Белки служат источником незаменимых аминокислот и так называемого неспецифического азота, необходимого для синтеза белка...
21 11 2025 15:37:26
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
20 11 2025 0:41:13
По силе и мощности сокращения4...
19 11 2025 15:59:18
Соревнования, особенно главные (Олимпийские игры, чемпионаты мира, крупнейшие международные региональные соревнования), связаны не только с предельными физическими нагрузками, но и с наличием экстремальных условий (жёсткая конкуренция, сложные климатические и погодные условия, особенности судейства, поведение зрителей), определяющих формирование адаптационных реакций...
18 11 2025 4:31:11
Собственно-силовые способности – хаpaктеризуются тем, что основную роль в их проявлении играет активация процессов максимального и околомаксимального мышечного напряжения...
17 11 2025 20:36:17
Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) – задача упражнений на растягивание...
16 11 2025 9:35:46
После измельчения и перетирания зубами пища подвергается химической обработке благодаря действию гидролитических ферментов слюны...
15 11 2025 6:58:33
Мировоззренческие основы – представляют собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности...
13 11 2025 6:50:23
Раздел статьи:
Теория и методика физической культуры
...
12 11 2025 6:55:41
> Документы о правах детей и образовании
Декларация прав ребенка (20.11.59)
Конвенция о правах ребенка (20.11.89)
Закон « Об основных гарантиях прав ребенка Р Ф» (VIII) 1998 г.
Закон Р Ф « Об Образовании»
Концепция Федеральной целевой программы развития образования
О региональном (областном) компоненте
Стратегия развития образования на современном этапе
...
11 11 2025 13:50:36
> В процессе практической работы тренер должен:• в равной мере уделять внимание всем членам группы (команды), независимо от их возможностей;• сочетать коллективные и индивидуальные тренировки;• оценивать результаты воспитанников, показанные на тренировках и соревнованиях;• быть достаточно гибким в своих требованиям, но не поступаться убеждениями, идти на компромисс;• обладать хорошими профессиональными знаниями по спортивной тренировке, по технике и тактике И В С, по физиологии, биохимии, биомеханике, спортивной медицине, по психологии и педагогике («... ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела» ( А. С. Макаренко));• ставить перед спортсменами реальные цели, прогнозировать будущие результаты;• разговор об ошибках вести мягко, вежливо, иногда часть вины за плохой результат взять на себя;• в беседах использовать в основном положительные установки на предстоящие старты;• помогать спортсмену извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач;• не бояться совершать ошибки, главное вовремя их исправить;• не опекать спортсменов на каждом шагу – это снижает их уверенность в своих силах;• не навязывать свое мнение, а убеждать. Основные компоненты профессиональной тренерской деятельности:1) руководствоваться интересами дела, общества;2) наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении;3) знание своего вида спорта;4) трудолюбие;5) разумная требовательность и тренерский такт.
...
10 11 2025 14:37:55
> Динамические характеристики
Основные понятия и законы динамики
Динамика вращательного движения материальной точки и твёрдого тела
Центр масс тела. Равновесие. Масса тела
Виды сил в природе
Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Вес тела.
Силы упругости
Силы трения покоя и скольжения
Сила сопротивления при движении в воде или атмосферном воздухе
...
09 11 2025 16:48:54
Структурной единицей печени является долька - крошечный участок паренхимы шестигранной формы, состоящий из гепатоцитарных балок и синусоидов- специфических внутридольковых капилляров, впадающих в центральную вену дольки...
08 11 2025 23:24:12
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




align="right"> Раздел статьи:
Лекции о дыхании
...
Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Формы обучения
Отвар овса Лечебные свойства и противопоказания. Польза и вред
Препараты для прерывания беременности