Педагогическое общение. Этапы и стили педагогического общения

Педагогическое общение – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).
Стили педагогического общения и руководства
Важной хаpaктеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.
В педагогической литературе выделяют следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися.
Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.
Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог.
Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.
Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль. Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Стили педагогического руководства:
Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.
Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация.
Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.
В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции.
А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели.
Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга.
В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.
Этапы педагогического общения
1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
2. Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
3. Управление общением. На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему предстоящего общения с учетом необходимых корректив.
Основные принципы общения с ребенком
1. Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать, значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.
2. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.
3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.
4. Предоставление права на свободу выбора.
5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности.
6. Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.
1. Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Основные правила педагогического общения
• Проявлять педагогический такт.
• Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
• Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.
Раздел статьи: Педагогика. Педагогическая деятельность
 Технология обучения – последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической пpaктике проводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающего...
Технология обучения – последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической пpaктике проводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающего...
28 10 2025 8:27:40
 Однако в этом упражнении ни амплитуда движения, ни, что ещё более важно, акцентируемый участок движения не соответствует таковым в беге и прыжках...
 Однако в этом упражнении ни амплитуда движения, ни, что ещё более важно, акцентируемый участок движения не соответствует таковым в беге и прыжках...
27 10 2025 23:34:36
 На первом и втором этапах многолетней подготовки (13 – 16 лет) тактическое совершенствование является второстепенной задачей, так как решаются лишь наиболее общие вопросы тактической подготовки, относящиеся к теоретической и пpaктической части совершенствования...
На первом и втором этапах многолетней подготовки (13 – 16 лет) тактическое совершенствование является второстепенной задачей, так как решаются лишь наиболее общие вопросы тактической подготовки, относящиеся к теоретической и пpaктической части совершенствования...
26 10 2025 2:29:25
 > Биодинамика ходьбы и бега.  Стартовые действия.
 Локомоторные движения
 Биомеханика ходьбы и бега.  Разделение на фазы
 Биомеханика ходьбы и бега.  Величина силы реакции опоры
 Биодинамика бега
 Стартовые действия
...
> Биодинамика ходьбы и бега.  Стартовые действия.
 Локомоторные движения
 Биомеханика ходьбы и бега.  Разделение на фазы
 Биомеханика ходьбы и бега.  Величина силы реакции опоры
 Биодинамика бега
 Стартовые действия
...
25 10 2025 9:11:14
 Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления...
Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления...
24 10 2025 15:31:21
 Из числа методов речевого воздействия, преподаватель применяет объяснительный рассказ и инструктирование, для того, чтобы раскрыть смысл разучиваемого действия, выделить ООТ, которые должны войти в его ориентировочную основу...
Из числа методов речевого воздействия, преподаватель применяет объяснительный рассказ и инструктирование, для того, чтобы раскрыть смысл разучиваемого действия, выделить ООТ, которые должны войти в его ориентировочную основу...
23 10 2025 19:45:37
 Продолжительность отдельных упражнений – от 1-2 секунд до 15-20 секунд...
 Продолжительность отдельных упражнений – от 1-2 секунд до 15-20 секунд...
21 10 2025 20:58:12
 Наряду со стандартно-повторным упражнением вводятся определённые разновидности вариативного упражнения...
 Наряду со стандартно-повторным упражнением вводятся определённые разновидности вариативного упражнения...
19 10 2025 20:12:24
 Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазаний и т...
 Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазаний и т...
18 10 2025 8:47:59
 Этапное планирование в спорте обычно имеет продолжительность от 1 – 1...
Этапное планирование в спорте обычно имеет продолжительность от 1 – 1...
17 10 2025 8:40:27
 align="right"> Раздел статьи: 
 Введение в педагогику
		
	 
    
        
	
	
							
				...
 align="right"> Раздел статьи: 
 Введение в педагогику
		
	 
    
        
	
	
							
				...
16 10 2025 3:10:22
 Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах...
Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах...
15 10 2025 17:29:13
 align="right"> Раздел статьи: 
 Педагогика.  Дидактика
		
	 
    
        
	
	
							
				...
 align="right"> Раздел статьи: 
 Педагогика.  Дидактика
		
	 
    
        
	
	
							
				...
14 10 2025 13:42:26
 Областные советы ДСО профсоюзов, СО «Динамо», ДСО «Трудовые резервы» делегировали своих лучших юных спортсменов для обучения в ШИСП, что способствовало росту спортивных результатов...
Областные советы ДСО профсоюзов, СО «Динамо», ДСО «Трудовые резервы» делегировали своих лучших юных спортсменов для обучения в ШИСП, что способствовало росту спортивных результатов...
13 10 2025 12:16:55
 );• виды деятельности (игра, труд, общение, общественная работы, учение (познание), физические упражнения и спорт);• предметы, вещи (игрушки, компьютер);• произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство – литература, музыка и т...
);• виды деятельности (игра, труд, общение, общественная работы, учение (познание), физические упражнения и спорт);• предметы, вещи (игрушки, компьютер);• произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство – литература, музыка и т...
12 10 2025 4:14:24
 Рецепторы могут быть встроены в наружную мембрану клеток (рецепторы катехоламинов), во внутренние органоиды (рецепторы стероидных и тиреоидных гормонов)...
 Рецепторы могут быть встроены в наружную мембрану клеток (рецепторы катехоламинов), во внутренние органоиды (рецепторы стероидных и тиреоидных гормонов)...
11 10 2025 4:55:13
 Глюкагон вызывает расщепление гликогена в печени и выход в кровь глюкозы, а также стимулирует расщепление жиров в печени и жировой ткани...
 Глюкагон вызывает расщепление гликогена в печени и выход в кровь глюкозы, а также стимулирует расщепление жиров в печени и жировой ткани...
10 10 2025 4:41:34
 Переднезадняя составляющая обычно больше на 50 – 60 % в обеих своих частях, т...
 Переднезадняя составляющая обычно больше на 50 – 60 % в обеих своих частях, т...
07 10 2025 0:13:29
 В спортивных играх, единоборствах и других видах спорта в основном встречаются следующие способы проведения соревнований: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания...
В спортивных играх, единоборствах и других видах спорта в основном встречаются следующие способы проведения соревнований: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания...
05 10 2025 22:48:14
 К проприорецепторам относятся мышечные веретена, сухожильные органы Гольджи и суставные рецепторы...
К проприорецепторам относятся мышечные веретена, сухожильные органы Гольджи и суставные рецепторы...
04 10 2025 8:35:26
 Главные клетки секретируют пищеварительные ферменты, обкладочные – соляную кислоту, а добавочные – слизь...
 Главные клетки секретируют пищеварительные ферменты, обкладочные – соляную кислоту, а добавочные – слизь...
03 10 2025 1:59:48
 Наружная–склера, она непрозрачная, впереди переходит в прозрачную роговицу...
 Наружная–склера, она непрозрачная, впереди переходит в прозрачную роговицу...
02 10 2025 12:46:28
 > Структура многолетней подготовки
 Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки
 Первый этап – этап начальной подготовки ~ 10 - 12 лет
 Второй этап – этап предварительной базовой подготовки ~ 13 - 15 лет
 Третий этап – этап специализированной базовой подготовки ~ 16 - 19 лет
 Четвертый этап – этап максимальной реализации индивидуальных возможностей ~ 20-25 лет
 Пятый этап – этап сохранения высших спортивных достижений ~ 26 - 30 лет
 Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней подготовке
...
> Структура многолетней подготовки
 Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки
 Первый этап – этап начальной подготовки ~ 10 - 12 лет
 Второй этап – этап предварительной базовой подготовки ~ 13 - 15 лет
 Третий этап – этап специализированной базовой подготовки ~ 16 - 19 лет
 Четвертый этап – этап максимальной реализации индивидуальных возможностей ~ 20-25 лет
 Пятый этап – этап сохранения высших спортивных достижений ~ 26 - 30 лет
 Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней подготовке
...
01 10 2025 15:26:59
 > Список литературы1.  Бирюков  А. А.  Массаж –  М.:  Фи  С, 19882.  Бирюков  А. А.,  Кафаров  К. А.  Средства восстановления работоспособности спортсмена  М.:  Фи  С, 1979-151с.3.  Белая  Н. А.  Руководство по лечебному массажу.  М.:  Медицина, 19834.  Васичкин  В. И.  Справочник по массажу.  Спб, - 1991 
    
        
	
	
							
				...
> Список литературы1.  Бирюков  А. А.  Массаж –  М.:  Фи  С, 19882.  Бирюков  А. А.,  Кафаров  К. А.  Средства восстановления работоспособности спортсмена  М.:  Фи  С, 1979-151с.3.  Белая  Н. А.  Руководство по лечебному массажу.  М.:  Медицина, 19834.  Васичкин  В. И.  Справочник по массажу.  Спб, - 1991 
    
        
	
	
							
				...
30 09 2025 5:57:48
 Общественные цели – цели различных слоев населения, отражающие потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке...
Общественные цели – цели различных слоев населения, отражающие потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке...
27 09 2025 21:26:26
 В свою очередь расщепление энергосубстратов возможно только после их предварительного синтеза организмом...
 В свою очередь расщепление энергосубстратов возможно только после их предварительного синтеза организмом...
26 09 2025 11:33:32
 Специалисты выделяют следующие виды утомления:
• локальное (например, усталостные явления в биомеханическом звене: кисти, стопе и т...
 Специалисты выделяют следующие виды утомления:
• локальное (например, усталостные явления в биомеханическом звене: кисти, стопе и т...
25 09 2025 18:52:55
 Можно говорить о системе методов педагогических исследований...
 Можно говорить о системе методов педагогических исследований...
24 09 2025 3:48:41
 В том месте, где на кривой Хилла скорость стремится к максимуму, сила стремится к нулю...
 В том месте, где на кривой Хилла скорость стремится к максимуму, сила стремится к нулю...
23 09 2025 10:17:51
 Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением: гантели, гири, штанги, тренажёры, специальные пояса с разновесами, манжеты и др...
 Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением: гантели, гири, штанги, тренажёры, специальные пояса с разновесами, манжеты и др...
22 09 2025 10:24:37
 долларов, каждые 2-4 года обновление), а с его помощью нельзя определить использование спортсменами таких эффективных современных допинг-препаратов, как гормон роста, эпогормоны, инсулин-фактор роста, прогормоны...
 долларов, каждые 2-4 года обновление), а с его помощью нельзя определить использование спортсменами таких эффективных современных допинг-препаратов, как гормон роста, эпогормоны, инсулин-фактор роста, прогормоны...
21 09 2025 22:59:31
 Адаптация обеспечивается скоординированной во времени и прострaнcтве деятельностью всего организма...
 Адаптация обеспечивается скоординированной во времени и прострaнcтве деятельностью всего организма...
18 09 2025 2:39:28
 Одним из первых актов созданной в1945 г...
Одним из первых актов созданной в1945 г...
17 09 2025 13:42:40
 В процессе физического воспитания используются две группы методов: специфические методы и общепедагогические методы...
 В процессе физического воспитания используются две группы методов: специфические методы и общепедагогические методы...
16 09 2025 18:59:17
 Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность...
Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность...
15 09 2025 11:16:33
 Основная информация поступает от двигательного аппарата – рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направления и скорости движений, расположении различных звеньев тела и др...
Основная информация поступает от двигательного аппарата – рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направления и скорости движений, расположении различных звеньев тела и др...
14 09 2025 0:48:32
 Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивая путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений...
Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивая путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений...
13 09 2025 3:55:35
 В сложнокоординационных видах деятельности показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия...
 В сложнокоординационных видах деятельности показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия...
12 09 2025 20:55:47
 style="text-align: justify;"> Система воспитания носила военно – физический характер.  Цели спартанской педагогики: послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать».  Дети рабовладельцев, вне семьи, учились чтению, письму, счету, получали музыкальное воспитание (хоровое пение), много времени отводилось военно – физическим упражнениям.  Для девушек, кроме традиционной (домоводство, уход за ребенком) существовала специальная военно – физическая система (бег, прыжки, борьба, метание копья, диска).
...
 style="text-align: justify;"> Система воспитания носила военно – физический характер.  Цели спартанской педагогики: послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать».  Дети рабовладельцев, вне семьи, учились чтению, письму, счету, получали музыкальное воспитание (хоровое пение), много времени отводилось военно – физическим упражнениям.  Для девушек, кроме традиционной (домоводство, уход за ребенком) существовала специальная военно – физическая система (бег, прыжки, борьба, метание копья, диска).
...
11 09 2025 20:47:18
Еще:
Спорт и здоровье  -1 :: Спорт и здоровье  -2 :: Спорт и здоровье  -3 :: Спорт и здоровье  -4 :: 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
