Оценка уровня развития выносливости > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Оценка уровня развития выносливости

Оценка уровня развития выносливости

Контроль за уровнем развития выносливости осуществляется путём количественной и качественной оценки способности спортсмена выполнять какую-либо работу без снижения её эффективности.

1. Общая выносливость – оценивается по времени преодоления дистанции циклическими видами деятельности (бег, плавание, велоезда и т.п.). Продолжительность дистанции должна быть от 4-5 мин. до 20 минут. Оценивать общую выносливость можно и по предельному расстоянию, которое спортсмен способен преодолеть за время выполнения теста от 4-5 минут до 20 минут. (Тест Купера – 12 – ти минутный бег).

Общую выносливость можно оценивать и по продолжительности работы заданной мощности или интенсивности. Например, тест на велоэргометре с заданной мощностью. Специальный инвентарь и оборудование (велоэргометр, тредбан, гидроканал и т.д.), а также аппаратура, предназначенная для изучения аэробной производительности, позволяют исследовать общую выносливость более точно и всесторонне.

В этих тестах наряду с показателями суммарной работоспособности можно определить интегральные хаpaктеристики аэробной производительности: МПК, ПАНО, ЧСС. лактат, ёмкость капиллярной сети (ЁКС), минутный объём кровообращения (МОК) и др.

Для оценки выносливости анаэробно-гликолитического хаpaктера может быть применён следующий тест: 60-секундная работа с максимально доступной интенсивностью на велоэргометре с регистрацией максимального количества лактата.

Для оценки скоростной выносливости может быть использовано повторное пробегание вверх по лестнице с максимальной скоростью на отрезках продолжительностью 5 секунд. Тест выполняется до того момента, когда начнётся падение скорости.

Рассмотренные выше и подобные им тесты применяются при оценке общей выносливости у спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта.

Важно одно: в работе должны участвовать те же мышечные группы, которые несут основную нагрузку в соревновательной деятельности. 

2. Специальная выносливость – наиболее полно проявляется в условиях соревнований. Для её оценки обычно рассчитывают относительные показатели. Например, в видах спорта циклического хаpaктера определяют индекс специальной выносливости (ИСВ), который представляет собой отношение средней скорости при прохождении соревновательной дистанции к абсолютной скорости, зарегистрированной в специальном тесте при прохождении короткого отрезка, продолжительностью не более 3-4 секунд с хода с максимальной скоростью. ИСВ = Vдист./Vабс. Чем ближе величина ИСВ к единице, тем выше уровень специальной выносливости.

Этот показатель применяется для оценки группы спортсменов или динамики развития специальной выносливости у отдельного спортсмена. Аналогичным образом можно оценивать специальную выносливость в единоборствах и спортивных играх. В боксе или борьбе оценивается отношение плотности и эффективности двигательных действий в конце поединка к регистрируемым в начале. В спортивных играх оценивается игровая активность отдельных спортсменов, комaнды в целом, в различных периодах игры.

При разработке тестов нужно обеспечить соответствие программ контрольных испытаний особенностям соревновательной деятельности по следующим параметрам: общей продолжительности, координационной структуре движений, интенсивности, реакциям основных функциональных систем.

Для косвенной оценки специальной выносливости могут использоваться показатели, хаpaктеризующие различные стороны подготовленности спортсменов, регистрируемые в тех стадиях соревновательной деятельности, в которых отмечается достаточно выраженное утомление.

Субъективной оценке специальной выносливости во многом способствует контроль за функциональными возможностями систем энергообеспечения: МПК, максимального кислородного долга (МКД), лактата, минутного объёма кровообращения (МОК), ударного объёма сердца, максимальной лёгочной вентиляции, величинам предельных нагрузок и т. п.

При оценке алактатных анаэробных возможностей целесообразно применять тесты, основанные на выполнении в течение 8-15 секунд специфической работы с максимально доступной интенсивностью. Результаты тестов связаны с величиной алактатного кислородного долга и мощностью креатинфосфокиназной реакции в мышцах.

Для оценки анаэробно-гликолитической производительности применяются тесты в интервальном режиме: в конькобежном спорте – 4 раза по 400м. с максимально доступной скоростью и паузами отдуха – 30 сек.; в плавании 6 раз по 50 м. с максимальной скоростью и паузами 10 сек.; в велоспорте (трек) 3 раза по 1000м. и паузами 20 сек.

Анаэробные возможности рекомендуется оценивать по показателям выносливости и времени преодоления дистанции от 8 -10 минут до 20-30 минут, применяя специфическую работу.

Косвенно аэробные возможности можно оценивать с помощью тестов, основанных на прохождении соревновательной дистанции с максимально доступной скоростью.

В легкоатлетическом беге 3-5 километров; в конькобежном спорте 3-5 км., в лыжных гонках 10-20 км., в плавании 800м. или 1000, 1500 метров; в велоспорте 10-25 километров.

Раздел статьи: Теория и методика физической культуры


Элементарные формы проявления скоростных способностей

Элементарные формы проявления скоростных способностей  Двигательной реакцией принято называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (стартовый сигнал, ситуация имеющая сигнальное значение) и заканчивающаяся с началом ответных действий – стартовых, либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому...

20 11 2025 16:52:34

Словесные методы (методы речевого воздействия)

Словесные методы (методы речевого воздействия)  Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы...

19 11 2025 10:46:54

Дыхательные тесты в спорте

Дыхательные тесты в спорте  Это хаpaктеризует функциональную способность легких при предъявлении к ним повышенных требований, связанных с увеличением потрeбления кислорода...

17 11 2025 4:41:41

Минералы и микроэлементы

Минералы и микроэлементы  Микроэлементы входящие в состав организма называют биогенными...

16 11 2025 17:51:51

Показания и противопоказания к массажу

Показания и противопоказания к массажу  Раздел статьи: Массаж в реабилитации ...

14 11 2025 16:55:20

Тканевые гормоны |

Тканевые гормоны | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

13 11 2025 22:29:33

Подготовка спортсменов высокого класса

Подготовка спортсменов высокого класса  Отбор кандидатов осуществляется с учётом следующих показателей: На данном этапе отбора необходимо выяснить, сможет ли спортсмен добиться результатов высокого международного класса, успешно выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряжённую тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам...

12 11 2025 22:54:25

Биомеханическая хаpaктеристика гибкости

Биомеханическая хаpaктеристика гибкости  Если доступна большая амплитуда движений, значит мышцы-антагонисты легко растягиваются и оказывают меньшее сопротивление мышцам агонистам, сокращение которых обеспечивает выполнение упражнения...

11 11 2025 20:19:38

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием  • Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия...

10 11 2025 12:11:34

Понятие «пищеварение» |

Понятие «пищеварение» | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Пищеварение» ...

09 11 2025 14:35:27

Содержание и форма физического упражнения

Содержание и форма физического упражнения  Выполнение упражнения означает переход на тот или иной уровень его функциональной активности...

08 11 2025 8:38:13

Модели подготовленности

Модели подготовленности  Модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с хаpaктеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия...

07 11 2025 5:57:58

Принципы и закономерности воспитания |

Принципы и закономерности воспитания | style="text-align: justify;">1. Воспитание человека совершается только при условии активности самого воспитанника.2. Содержание деятельности воспитанника определяется на каждый данный момент развития его актуальными потребностями.3. В процессе воспитания необходимо соблюдение пропорционального соотношения усилий воспитателя и воспитанников.4. Процесс воспитания должен осуществляться в условиях уважения, помощи, проявления педагогического такта.5. Организуемые воспитательные воздействия должны сопровождаться ситуацией успеха, внутренней удовлетворенностью воспитанников собственными действиями и полученными результатами.6. Воспитание должно носить «скрытый» характер. Воспитанники не должны чувствовать себя объектами приложения педагогических нравоучений. ...

06 11 2025 6:33:25

Сердечный цикл

Сердечный цикл  Систола предсердий, когда желудочки расслаблены и заполняются кровью...

05 11 2025 12:36:32

Профессиональная пригодность и педагогические способности

Профессиональная пригодность и педагогические способности  Для работы в таких условиях необходимы определенные качества личности, определяющие профессиональную пригодность и способности к педагогической деятельности...

04 11 2025 0:52:40

Выносливость

Выносливость  Общая выносливость – способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием больших групп мышц...

03 11 2025 21:36:33

Педагогическое общение. Этапы и стили педагогического общения

Педагогическое общение. Этапы и стили педагогического общения  Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся...

02 11 2025 9:16:43

Физиологические основы спортивной тренировки

Физиологические основы спортивной тренировки  Физиологические механизмы развития двигательных навыков...

31 10 2025 11:59:42

Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

Общие социально-педагогические принципы  системы физического воспитания    Для этого необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания...

30 10 2025 0:32:14

Биомеханика 2 |

Биомеханика 2 | > Биодинамика ходьбы и бега. Стартовые действия. Локомоторные движения Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы Биомеханика ходьбы и бега. Величина силы реакции опоры Биодинамика бега Стартовые действия ...

29 10 2025 5:35:58

Теория и методика физической культуры |

Теория и методика физической культуры | > Система физического воспитания в Российской Федерации Понятие о системе физического воспитания в стране и её структуре Цель и задачи физического воспитания Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания ...

28 10 2025 2:36:38

Первый этап – этап начальной подготовки

Первый этап – этап начальной подготовки  Формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, освоение спортивной техники избранного вида спорта...

27 10 2025 7:15:32

Правила и формы записи упражнений

Правила и формы записи упражнений  • Название движения (наклон, поворот, мах, выпад, присед и т...

26 10 2025 11:43:52

Правила соревнований

Правила соревнований  Правила соревнований определяют состав судейской коллегии и должностные обязанности ее члeнов во время проведения соревнований...

25 10 2025 22:42:18

Оценка уровня развития силовых способностей

Оценка уровня развития силовых способностей  При помощи современной аппаратуры можно измерить максимальную силу всех основных мышечных групп в статических и динамических усилиях...

22 10 2025 21:19:15

Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы

Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы  Если внутри выделенных фаз рассмотреть более подробно хаpaктер двигательных действий, то каждую из фаз можно разделить следующим образом: • в фазе опоры есть подфаза амортизации и подфаза активного отталкивания ногой; • в фазе переноса маховой ноги выделяются подфазы маха назад и маха вперёд...

21 10 2025 10:56:36

Теория и методика физической культуры 3

Теория и методика физической культуры 3  Теория и методика физической культуры 3 | ...

20 10 2025 7:28:37

Цели педагогического процесса |

Цели педагогического процесса | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Дидактика ...

19 10 2025 2:21:59

Пищеварение в полости рта

Пищеварение в полости рта  После измельчения и перетирания зубами пища подвергается химической обработке благодаря действию гидролитических ферментов слюны...

17 10 2025 4:32:28

Сенсорные системы |

Сенсорные системы | style="text-align: center;"> Сравнение нейронного потока информации и потока информации при сознательном восприятии для пяти сенсорных систем ...

16 10 2025 14:33:42

Жизненная емкость легких

Жизненная емкость легких  Резервный объем – составляет воздух, который можно вдохнуть дополнительно после обычного вдоха...

14 10 2025 12:13:14

Нововведения в лыжных гонках на Урале и во всем мире

Нововведения в лыжных гонках на Урале и во всем мире  Тур разделен на четыре этапа, которые проводились в Североуральске (Свердловская область), Югорске (ХМАО-Югра) и Ханты-Мансийске (ХМАО-Югра)...

13 10 2025 8:21:32

Эмбриогенез, границы, камеры сердца

Эмбриогенез, границы, камеры сердца  Располагается сердце между легкими, в средостении...

12 10 2025 0:42:50

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени |

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

11 10 2025 8:23:39

Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста

Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста  Основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в этом возрасте...

10 10 2025 15:49:41

Слух

Слух  Оно обеспечивает бинауральный слух...

09 10 2025 17:42:59

Гормоны

Гормоны  Гормоны контролируют все важнейшие процессы в организме, изменяя активность генов, процессы онтогенетического развития, дифференцировку тканей, формирование пола, размножение...

08 10 2025 14:55:55

Выносливость. Общая и специальная выносливость

Выносливость. Общая и специальная выносливость  В сложнокоординационных видах деятельности показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия...

06 10 2025 8:42:26

Двигательное умение

Двигательное умение  Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: овладения необходимыми знаниями о технике действия, наличие двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе построения новой формы движений...

05 10 2025 19:10:41

Строение отдельных элементов тела человека

Строение отдельных элементов тела человека  Тело человека не могло бы выполнять разнообразные двигательные функции, если бы отсутствовала опopная конструкция – костный скелет, который формируют порядка 206 костей...

04 10 2025 15:57:10

Закономерности переноса двигательных умений и навыков

Закономерности переноса двигательных умений и навыков  Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий...

03 10 2025 0:55:46

Рабочий план на первую четверть для учащихся 6-го класса

Рабочий план на первую четверть для учащихся 6-го класса  с четырёх-пяти шагов разбега Бег в умеренном темпе Баскетбол Ловля и передача мяча Передача мяча со сменой мест в тройке Ведение мяча шагом и бегом (прямо) Броски мяча после ведения по кольцу Учебные игры 3 * 3; 4* 4 по упрощённым правилам Игры Эстафеты с преодолением препятствий Эстафеты с предметами Эстафеты с элементами баскетбола «Перестрелка» Контроль двигательной подготовленности Бег 30 м...

02 10 2025 21:31:47

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::