Гигиена как отрасль медицины. Цели, задачи предмета гигиены. Методы изучения окружающей среды. Гигиена физической культуры и спорта. > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Гигиена как отрасль медицины. Цели, задачи предмета гигиены. Методы изучения окружающей среды. Гигиена физической культуры и спорта.

Гигиена как отрасль медицины. Цели, задачи предмета гигиены. Методы изучения окружающей среды. Гигиена физической культуры и спорта.

Гигиенаодна из старейших областей медицинских знаний, наука, цель которой - охрана здоровья и профилактика заболеваний человека. Это наука о сохранении, укреплении и повышении здоровья общества. Английский ученый Э.Парксе считал, что «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни – наименее быстрым и cмepть – наиболее отдаленной».
Под внешней средой понимается сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов, в которых протекает жизнь, труд и отдых человека на протяжении всей его жизни.
Слово «гигиена» происходит от греческого «hygienos», что означает « целебный», «здоровый», «приносящий здоровье». Вместе с этим термином часто употрeбляется термин «санитария», который происходит от латинского слова «sanitas» ,т.е. здоровье. Санитарияэто проведение пpaктических мероприятий по осуществлению требований гигиены в целях охраны и укрепления здоровья населения. Необходимое условие существования человека и сохранения его здоровья – это равновесие между организмом и внешней средой. Нeблагоприятные воздействия внешней среды, превышающие адаптационные возможности человека, могут вызвать различные нарушения здоровья. Внешняя среда представляет собой сложный комплекс различных факторов, действие которых определяется природными, социальными и экономическими условиями.
Основные задачи гигиены – исследование взаимодействия организма человека с окружающей средой и влияние на него различных природных и социальных факторов, научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление жизни. Актуальнейшей задачей гигиены является также оздоровление внешней среды и охрана природы в целом. 
В зависимости от решаемых задач по изучению влияния на организм различных факторов в гигиене используются следующие методы:

  • Метод санитарного описания заключается в изучении и подробном описании санитарно- гигиенического состояния различных объектов: школ, стадионов, бассейнов и др. Этот метод может использоваться на предварительном или заключительном этапе обследования. Он не позволяет получить качественную и количественную хаpaктеристику факторов внешней среды.
  • Физические методы позволяют определить многие важные параметры окружающей среды: температуру, влажность, скорость воздуха, атмосферное давление, освещенность, уровень радиации, шума, вибрации и др.
  • Химические методы применяются для определения химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов, а также для изучения воздействия химических веществ на организм человека в производственных и бытовых условиях. Это высоко чувствительные методы.
  • Санитарно-статистический метод позволяет оценить суммарное влияние социальных, природных, экономических и других факторов на важные показатели состояния здоровья населения или отдельных групп людей: показатели физического развития, средней продолжительности жизни, заболеваемости, cмepтности и др.
  • Экспериментальные методы позволяют в модельных условиях изучать влияние отдельных факторов или их комплекса на организм человека и животных. С помощью этого метода дается оценка различным устройствам, токсическим веществам, новым видам одежды и обуви и др. Этот метод успешно применяется в условиях моделирования разнообразных условий внешней среды на различных промышленных, коммунальных и спортивных объектах.
  • Бактериологические методы позволяют определить бактериальную загрязненность воздуха, воды, пищи, одежды и обуви, спортивного инвентаря и др.
  • Физиолого-гигиеничекие методы позволяют определить различные изменения в функциях ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других системах организма при различных условиях жизни и труда. При спортивной деятельности и т.п.
  • Клинические методы дают информацию об изменениях состояния здоровья и работоспособности при воздействии различных факторов, в том числе профессиональных.

Гигиена широко использует также методы смежных дисциплин: физиологии, биохимии, бактериологии, токсикологии, физики, химии и др.
На основании изучения влияния факторов внешней среды разpaбатываются гигиенические нормативы. Во многих из них указываются предельно допустимые величины различных факторов (ПДК). Существуют ГОСТы и СНиПы, санитарные нормы и правила, за соблюдением которых следит СЭН (санитарно-эпидемиологический надзор). Они проводят свою работу в комплексе с лечебными и профилактическими учреждениями. СЭН осуществляют предупредительный и текущий надзор, изучают санитарное состояние населенных мест, проводят мероприятия по предупреждению и борьбе с инфекциями, профессиональными и другими заболеваниями, а также организуют работу по санитарному просвещению.

Раздел статьи: Гигиена


Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени |

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

03 10 2025 0:39:25

Семейное воспитание

Семейное воспитание  Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников...

02 10 2025 19:19:33

Мужская пoлoвая система

Мужская пoлoвая система  Головка содержит ядро, впереди которого расположена структура, получившая название акросома...

01 10 2025 9:38:38

Принципы и закономерности воспитания |

Принципы и закономерности воспитания | style="text-align: justify;">1. Воспитание человека совершается только при условии активности самого воспитанника.2. Содержание деятельности воспитанника определяется на каждый данный момент развития его актуальными потребностями.3. В процессе воспитания необходимо соблюдение пропорционального соотношения усилий воспитателя и воспитанников.4. Процесс воспитания должен осуществляться в условиях уважения, помощи, проявления педагогического такта.5. Организуемые воспитательные воздействия должны сопровождаться ситуацией успеха, внутренней удовлетворенностью воспитанников собственными действиями и полученными результатами.6. Воспитание должно носить «скрытый» характер. Воспитанники не должны чувствовать себя объектами приложения педагогических нравоучений. ...

30 09 2025 17:44:44

Непрерывность тренировочного процесса

Непрерывность тренировочного процесса  Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления...

29 09 2025 23:49:39

Физиологические основы спортивной тренировки

Физиологические основы спортивной тренировки  Физиологические механизмы развития двигательных навыков...

28 09 2025 21:36:31

Реакции адаптации при мышечной деятельности

Реакции адаптации при мышечной деятельности  Им было показано, что при воздействии на организм стрессового раздражителя возможны реакции двух видов: 1) если возбудитель слишком силён или действует долго, наступает заключительная фаза стресс-синдрома – истощение; 2) если раздражитель не превышает приспособительных резервов организма, активизируются процессы специфической адаптации...

27 09 2025 20:40:28

Развитие образования в средние века (V – XVII века) |

Развитие образования в средние века (V – XVII века) | > Мальчики при дворе сюзерена с 7 до 14 лет служили пажами при жене феодала, с 14 до 21 - оруженосцами при феодале, в 21 год – посвящались в рыцари. В основе содержания образования лежали «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, фехтование, охота, метание копья, шахматы, игра на музыкальном инструменте. Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному. Рыцари также не обязаны были овладевать грамотой. ...

26 09 2025 2:25:44

Оплодотворение

Оплодотворение  У человека эякулят вводится во влагалище...

25 09 2025 17:30:42

Педагогика как наука о человеке и обл. практ. деятельности |

Педагогика как наука о человеке и обл. практ. деятельности | > Обучение – процесс передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Обучение является ядром образования. Образование - процесс и результат усвоения человеком опыта поколений; это специально организованная система условий для развития человека (образовательные учреждения, Ф П К, М Т Б, кадры и т.д.). Воспитание – процесс воздействия одних людей на других в целях формирования личности; это функция общества по подготовке человека к жизни. Воспитание, образование, обучение ( В О О) являются внешними факторами. Человек способен сам приобрести опыт, развиваться. Самовоспитание, самообразование, самообучение (само В О О) - это внутренний мир человека, его готовность и способность самостоятельно развиваться. Взаимосвязь В О О и само В О О объясняется с помощью воспитательных отношений – отношений между людьми, направленных на развитие личности посредством В О О. Типы воспитательных отношений: человек-человек, человек – (техника, книга, искусства, природа) – человек. В результате человек развивается и формируется личность. Развитие – это движение; процесс внутреннего количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие человека идет в процессе воспитания. ( Развитие: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное).  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); ...

24 09 2025 22:45:53

Хаpaктеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности

Хаpaктеристика средств восстановления и стимуляции  работоспособности  Эти два направления могут играть роль как собственно средств восстановления, так и средств стимулирования работоспособности...

23 09 2025 9:26:22

Закономерности переноса двигательных умений и навыков

Закономерности переноса двигательных умений и навыков  Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий...

21 09 2025 22:22:55

Методические правила оздоровительной тренировки

Методические правила оздоровительной тренировки  При низкой исходной физической работоспособности добавления нагрузок должны составлять не более 3 - 5% по отношению к достигнутому уровню, а после достижения более высоких показателей - меньше...

20 09 2025 15:31:53

Предупреждение и исправление ошибок; контроль

Предупреждение и исправление ошибок; контроль  Причины ошибок: • недостаточная подготовленность обучаемых к разучиванию данного двигательного действия (недостаточная степень развития силовых, скоростных качеств, гибкости и других физических способностей, небольшой фонд двигательных умений и навыков); • изъяны в информации, сообщаемой преподавателем при формировании ООД (её неполнота, искажённость в тех или иных моментах, недостаточная доходчивость для обучаемых) несовершенство методов её передачи; • искажённость воспринятой информации в результате неадекватного освоения её обучаемым, недостаточный самоконтроль; • отрицательное взаимодействие в процессе выполнения движений (отрицательный перенос навыков), негативное влияние факторов утомления, боязнь, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся; • нeблагоприятные внешние условия выполнения действия (некачественное учебное оборудование и инвентарь, отсутствие технических средств обучения, нeблагоприятные гигиенические и метеорологические условия)...

19 09 2025 23:40:50

Четвёртый этап отбора

Четвёртый этап отбора  Ниже приведены наиболее общие морфологические хаpaктеристики спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных видах спорта, а также оптимальные возрастные границы для достижения наивысших спортивных результатов...

18 09 2025 17:31:36

Физическое воспитание и здоровье

Физическое воспитание и здоровье  Адаптация обеспечивается скоординированной во времени и прострaнcтве деятельностью всего организма...

17 09 2025 21:27:47

Химический состав воды

Химический состав воды  Из них самые важные – вещества животного происхождения, поскольку именно они могут содержать различные патогенные микробы...

16 09 2025 18:17:30

Основы спортивной тренировки 3

Основы спортивной тренировки 3  Основы спортивной тренировки 3 | ...

15 09 2025 13:54:49

Структура тренировочных микроциклов в зависимости от типа микроцикла и этапа многолетней подготовки.

Структура тренировочных микроциклов в зависимости от типа микроцикла и этапа многолетней подготовки.    Это объясняется тем, что росту тренированности юных спортсменов в достаточной мере способствуют микроциклы, в которых преимущественно используются занятия со средними и значительными нагрузками...

13 09 2025 9:49:53

Методы обучения

Методы обучения  Классификации методов обучения 1...

11 09 2025 5:24:27

Регуляция деятельности желёз внутренней секреции |

Регуляция деятельности желёз внутренней секреции | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

10 09 2025 8:15:19

Задачи, средства и методы технической подготовки

Задачи, средства и методы технической подготовки  Основная информация поступает от двигательного аппарата – рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направления и скорости движений, расположении различных звеньев тела и др...

08 09 2025 14:49:55

Силы упругости

Силы упругости  9...

07 09 2025 10:10:37

Быстрота

Быстрота  • Время двигательной реакции – латентный (скрытый) период простой( без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект(РДО)• Максимальный темп движенийОценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от момента подачи сигнала до ответного действия...

06 09 2025 0:36:16

Требования к показателям, используемым в контроле

Требования к показателям, используемым в контроле  Поэтому, учет специфических особенностей вида спорта имеет первостепенное значение для выбора показателей, используемых в контроле...

04 09 2025 20:45:14

Методическая последовательность планирования

Методическая последовательность планирования  Временные масштабы планирования – исходя из временного масштаба, на которое осуществляется планирование (перспективное, этапное или краткосрочное) определяется структура плана и степень его детализации...

03 09 2025 19:22:10

Краткосрочное (оперативное) планирование

Краткосрочное (оперативное) планирование  Микроцикловой план представляет собой план-график, в котором более детально и подробно планируются физические упражнения, направленность и величина нагрузок каждого занятия...

01 09 2025 22:54:22

Основные принципы педагогического процесса |

Основные принципы педагогического процесса | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Дидактика ...

31 08 2025 17:20:47

Анаэробная производительность организма и ее показатель МКД |

Анаэробная производительность организма и ее показатель МКД | > Процесс дыхания представляет собой процесс управления легочной вентиляцией для обеспечения оптимального газового состава внутренней среды организма. Основную роль в регуляции дыхания играют рефлекторные реакции, возникающие в результате возбуждения специфических рецепторов, заложенных в легочной ткани, сосудистых рефлексогенных зонах и скелетных мышцах. Центральный аппарат регуляции дыхания представляют нервные образования спинного мозга, продолговатого и вышележащих сегментов Ц Н С. ...

30 08 2025 14:52:57

Структура мышечных волокон

Структура мышечных волокон  В структуре мышечной ткани различают два типа мышечных волокон – медленно сокращающиеся (МС) и быстросокращающиеся (БС)...

29 08 2025 7:52:35

Физиология спорта |

Физиология спорта | > Функциональные резервы человека (таблица) Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности Физиологические основы спортивной тренировки Физиологические обоснования принципов спортивной тренировки Физиологические механизмы развития физических качеств Сенситивные периоды (возраст) развития физических качеств (таблица) Показатели влияния наследственности на физические качества человека (таблица) Показатели влияния наследственности на некоторые морфофункциональные признаки организма человека (таблица) ...

27 08 2025 10:41:18

Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте

Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте  • Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь...

26 08 2025 1:41:38

Правила соревнований

Правила соревнований  Правила соревнований определяют состав судейской коллегии и должностные обязанности ее члeнов во время проведения соревнований...

25 08 2025 0:45:48

Динамика скорости

Динамика скорости  п...

24 08 2025 22:44:49

Сочетание в микроцикле занятий с различными по величие и направленности нагрузками

Сочетание в микроцикле занятий с различными по величие и направленности нагрузками  Восстановительные процессы у спортсменов высокой квалификации после больших нагрузок обычно завершаются через 2 – 3 суток (48 – 72 часа)...

23 08 2025 0:12:20

Надпочечники |

Надпочечники | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

22 08 2025 12:17:47

Гипофиз |

Гипофиз | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

21 08 2025 5:44:19

Глоссарий по теме «Сердце»

Глоссарий по теме «Сердце»  Глоссарий по теме «Сердце» ...

20 08 2025 7:38:22

Биомеханика 2

Биомеханика 2  Локомоторные движения Биомеханика ходьбы и бега...

19 08 2025 18:39:39

Средства обучения

Средства обучения  Классификация средств обучения Простые:• словесные, учебники, учебные пособия, дидактический и раздаточный материал;• простые визуальные средства: предметы, чучела, образцы минералов, части машин, модели;• графические средства: картины, схемы, карты...

18 08 2025 12:53:25

Методика развития гибкости

Методика развития гибкости  Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3 – 4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные; 40% - пассивные и 20% - статические...

17 08 2025 2:55:11

Структура координационных способностей

Структура координационных способностей  Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах, то есть там, где двигательная деятельность хаpaктеризуется особенно большим разнообразием и повышенной координационной сложностью...

16 08 2025 3:27:13

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::