Основная педагогическая направленность занятий

Источник:
|
По основной педагогической направленности занятия могут быть: основные, дополнительные, избирательной и комплексной направленности.
При двух занятиях в день, одно из них, как правило, является основным, а другое - дополнительным.
1. В основных занятиях выполняется основной объём работы, связанной с решением главных задач подготовки. Используются наиболее эффективные средства и методы, планируются большие и значительные нагрузки, необходимые для развития и повышения тренированности.
2. В дополнительных занятиях применяются средние по величине нагрузки, связанные с решением отдельных частных задач подготовки и используемые для поддержания достигнутого уровня тренированности. В дополнительных занятиях могут применяться и малые нагрузки, применяемые в качестве средств психической разгрузки и ускорения процессов восстановления после предшествующих больших или значительных нагрузок.
По направленности применяемых в занятиях средств и методов следует различать занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности.
3. Занятия избирательной направленности. Программа занятий планируется так, чтобы основной объём упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи. Например, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей.
В пpaктике широко применяются занятия, способствующие преимущественному развитию отдельных качеств и способностей: скоростных или силовых качеств, аэробной или анаэробной производительности. Могут быть выделены занятия, направленные на техническое или тактическое совершенствование.
Повышение экономичности работы, эффективности использования функциональных возможностей, психической устойчивости к преодолению ощущений утомления осуществляется обычно параллельно с развитием конкретных физических качеств. Это же можно сказать и о большой части работы по совершенствованию техники: она должна проводится постоянно в процессе развития различных качеств. Лишь в этом случае спортсмен будет владеть техникой, соответствующей разнообразным задачам, которые необходимо решать в соревнованиях.
Специальными исследованиями установлено, что при включении в занятия разнообразных однонаправленных упражнений спортсмены проявляют значительно большую работоспособность, чем при использовании однообразных средств.
Наименее эффективен также вариант с длительным применением одних и тех же, хотя и достаточно действенных средств. В этом случае организм спортсмена быстро адаптируется к применяемым средствам, а затем замедляется и прекращается развивающий (тренирующий) эффект этого средства. Однако занятия с однообразной программой могут планироваться, когда ставится задача совершенствования способностей квалифицированных спортсменов экономично выполнять заданную работу или повышения психической устойчивости к длительному выполнению монотонной и напряжённой работы. Такие качества необходимы для воспитания специальной выносливости.
4. Занятия комплексной направленности. Существует два варианта построения занятий, предусматривающих одновременное развитие различных качеств и способностей.
4.1. Первый вариант заключается в том, что программа отдельного занятия делится на два или три относительно самостоятельные части, которые выполняются последовательно – занятия комплексной направленности с последовательным решением задач. Например, в первой части применяют средства для повышения скоростных возможностей, во второй – силовой подготовленности, в третьей выносливости. Или в I части – решаются задачи обучения новым техническим элементам, во II части – физической подготовки, в III части – тактическое совершенствования.
4.2. Второй вариант предполагает не последовательное, а параллельное развитие нескольких (обычно двух) качеств. Параллельно решаются задачи, когда два процесса энергообразования в процессе выполнения тренировочной нагрузки идут одновременно (параллельно). Это может быть тренировочная работа, направленная на повышение аэробной и анаэробной производительности (третья зона интенсивности), или на повышение скоростных и анаэробных возможностей (скоростная выносливость – четвёртая и пятая зона интенсивности).
Параллельно также решаются задачи технического и тактического совершенствования (особенно в спортивных играх и единоборствах), физического и психического совершенствования (при развитии специальной выносливости).
При анализе методики построения занятий с последовательным решением задач возникают два основных вопроса:
1) определение рациональной последовательности применения средств, способствующих развитию различных качеств и способностей;
2) Выбор рационального соотношения объёма этих средств.
Изучение новых двигательных действий, сложных тактических схем, освоение технико-тактических комбинаций следует планировать в начале занятия, непосредственно после разминки.
Вопрос в соотношении средств в занятии должен решаться в каждом конкретном случае с учётом хаpaктера занятий, этапа и периода тренировки, уровня тренированности.
Здесь возможна широкая вариативность, которая определяется как числом задач, решаемых в занятии, так и повышенным вниманием к решению той или иной задачи (смотри рисунок № 1 на странице 4).
Рис.1. Варианты сочетания упражнений различной направленности с последовательным решением задач в комплексных занятиях
Основные стороны спортивной подготовки: 1 – скоростная подготовка; 2 – силовая подготовка; 3 – развитие выносливости; 4 – техническая подготовка; 5 – совершенствование координационных способностей; 6 – развитие гибкости; 7 – интегральная подготовка; 8 - тактическая подготовка
При сочетании средств различной направленности в комплексных занятиях следует учитывать взаимодействие упражнений.
Например, эффект упражнений гликолитической анаэробной направленности (четвёртая зона интенсивности) усиливается, если им предшествовала алактатная анаэробная работа (пятая зона интенсивности) и существенно снижается после длительной анаэробной нагрузки (вторая или третья зоны интенсивности).
Если ставится задача повышения скоростных качеств, то после выполнения упражнений аэробного хаpaктера в небольшом объёме могут быть применены спринтерские упражнения.
Выбор того или иного варианта построения занятий зависит от этапа многолетней и годичной подготовки, уровня квалификации и тренированности спортсмена.
Наиболее сильное влияние на организм спортсмена оказывают занятия избирательной направленности, которые позволяют сконцентрировать в определённом направлении средства и методы педагогического воздействия. Занятия избирательной направленности применяются на более поздних этапах многолетней подготовки.
При тренировке спортсменов относительно невысокой квалификации на начальных этапах многолетней подготовки должны планироваться преимущественно занятия комплексной направленности с последовательным решением педагогических задач. Эти занятия более разнообразны и эмоциональны, оказывают меньшее воздействие на психическую и функциональною системы организма. В то же время они являются достаточно эффективными для роста тренированности для юных спортсменов.
Широкое применение в тренировке юных спортсменов занятий избирательной направленности чревато переутомлением и перенапряжением функциональных систем.
Комплексные занятия с разнообразными, эмоционально насыщенными программами и небольшим суммарным объёмом нагрузки являются хорошим средством активного отдыха и могут использоваться для ускорения процессов восстановления после занятий со значительными нагрузками избирательной направленности.
В годичном цикле подготовки квалифицированных спортсменов на I этапе подготовительного периода в комплексных занятиях значительное место занимают средства, направленные на повышения выносливости аэробного хаpaктера. В дальнейшем, по мере роста тренированности это соотношение изменяется в пользу средств, повышающих скоростные возможности и специальную выносливость.
Таким образом, тренировочные занятия могут быть: 1) избирательной направленности; 2) комплексной направленности с последовательным решением задач; 3) комплексной направленности с параллельным решением задач.
Раздел статьи: Основы спортивной тренировки
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...
09 12 2025 23:18:48
В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала, как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений...
06 12 2025 7:49:29
Фактически именно с них начинается вся система выведения желчи в кишечник...
05 12 2025 23:39:39
Варианты построения 4-летнего олимпийского цикла
Вариант
1 – год
2 – год
3 – год
4 – год
Рекомендуется
Первый
Повышение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Молодым спортсменам, готовящимся к своей первой Олимпиаде
Второй
Увеличение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
У Стабилизация объёма тренировочных нагрузок и объёма работы повышенной интенсивности
Молодым и опытным спортсменам
Третий
Снижение общего объёма и объёма нагрузки повышений интенсивности
Повышение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Снижение общего объёма и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Повышение общего объёма нагрузки и объёма нагрузки повышенной интенсивности
Опытным спортсменам, готовящимся к своей второй или третьей Олимпиаде
Раздел статьи:
Основы спортивной тренировки
...
04 12 2025 7:16:16
Мышечная пластинка слизистой оболочки
Некоторое количество слизистых желез имеется
Многочисленные желудочные железы имеется
Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется
Трубчатые железы имеется
Подслизистая оболочка...
03 12 2025 22:20:29
Главными адаптирующими факторами при этом являются объём и интенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближённых к соревновательным, а в некоторых фрагментах и превышающих их...
02 12 2025 0:57:56
Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазаний и т...
01 12 2025 0:59:32
По хаpaктеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: общего, частичного (регионального) и локального воздействия...
30 11 2025 18:27:38
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
29 11 2025 23:34:27
Двигательной реакцией принято называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (стартовый сигнал, ситуация имеющая сигнальное значение) и заканчивающаяся с началом ответных действий – стартовых, либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому...
28 11 2025 4:37:16
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников...
27 11 2025 20:39:54
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
26 11 2025 11:50:38
• Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь...
24 11 2025 1:39:50
Модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с хаpaктеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия...
23 11 2025 11:30:41
Каналы и полости височной кости образуют костный лабиринт вестибулярного аппарата и частично перепончатый лабиринт...
22 11 2025 9:11:38
Тело человека не могло бы выполнять разнообразные двигательные функции, если бы отсутствовала опopная конструкция – костный скелет, который формируют порядка 206 костей...
21 11 2025 3:44:13
Создать условия, способствующие воспроизведению этих параметров в процессе повторения действия (путём стандартизации внешних условий, использования вспомогательных технических средств, целесообразного нормирования нагрузок и отдыха и т...
20 11 2025 0:55:24
> Физическое воспитание детей среднего школьного возраста
Особенности возрастного развития
Задачи физического воспитания
Средства физического воспитания
Особенности методики физического воспитания
...
19 11 2025 7:16:57
- воспитание смелости, честности, коллективизма, дисциплинированности...
16 11 2025 18:44:33
Располагается сердце между легкими, в средостении...
14 11 2025 13:56:22
Главным побочным эффектом применения этого препарата является развитие гипергликемии, расширение внутренних органов, увеличения языка, утолщение и огрубление кожи...
13 11 2025 17:55:20
• Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия...
12 11 2025 18:32:17
При изучении величин, которые хаpaктеризуются не только величиной, но и направлением (например, скорость, ускорение, сила и т...
10 11 2025 15:36:55
> Процесс дыхания представляет собой процесс управления легочной вентиляцией для обеспечения оптимального газового состава внутренней среды организма. Основную роль в регуляции дыхания играют рефлекторные реакции, возникающие в результате возбуждения специфических рецепторов, заложенных в легочной ткани, сосудистых рефлексогенных зонах и скелетных мышцах. Центральный аппарат регуляции дыхания представляют нервные образования спинного мозга, продолговатого и вышележащих сегментов Ц Н С.
...
08 11 2025 23:41:59
> Урочные формы занятий
Классификация форм занятий в физическом воспитании
Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте
План-конспект урока
Анализ урока
Хронокарта урока
Термины общеразвивающих упражнений
Термины акробатических упражнений
Правила и формы записи упражнений
...
06 11 2025 12:39:40
Тем самым мышца, укорачиваясь, производит движение в суставе...
05 11 2025 23:12:55
Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры...
04 11 2025 20:32:56
Имеет место смешение понятий «культура здоровья», «культура здорового образа жизни», «валеологическая культура»...
03 11 2025 0:48:17
Управлению на основе данных оперативного контроля подлежат такие хаpaктеристики параметров тренировочной нагрузки, как продолжительность и количество отдельных упражнений, интенсивность работы при их выполнении, продолжительность пауз между отдельными упражнениями и т...
02 11 2025 17:47:47
Кривая нарастания силы при однократном «взрывном» усилии с последующим немедленным расслаблением имеет вид, показанный на рис...
01 11 2025 15:25:43
- провозглашение) не имеет обязательной силы...
31 10 2025 17:35:15
Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание...
30 10 2025 8:40:27
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
29 10 2025 4:30:31
Дыхательный ритм и управление деятельностью дыхательных мышц генерируется работой дыхательного центра, представляющего собой совокупность взаимосвязанных нейронов ретикулярной формации продолговатого мозга, обеспечивающих токе приспособление дыхания к различным условиям внешней среды...
28 10 2025 0:58:55
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
...
27 10 2025 2:51:49
• Формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей...
26 10 2025 4:50:56
Соревнования, особенно главные (Олимпийские игры, чемпионаты мира, крупнейшие международные региональные соревнования), связаны не только с предельными физическими нагрузками, но и с наличием экстремальных условий (жёсткая конкуренция, сложные климатические и погодные условия, особенности судейства, поведение зрителей), определяющих формирование адаптационных реакций...
25 10 2025 5:37:43
> Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Единство и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки
Интегральная подготовка
...
24 10 2025 22:43:58
Неразрывность общей и специальной подготовки, как необходимо одинаковых сторон спортивной тренировки: ни одну из них нельзя исключить из содержания без ущерба для спортивных достижений и общей эффективности спорта, как средства всестороннего развития...
23 10 2025 18:24:31
Эффективность различных упражнений во многом зависит от методических условий их выполнения...
22 10 2025 4:39:19
с четырёх-пяти шагов разбега
Бег в умеренном темпе
Баскетбол
Ловля и передача мяча
Передача мяча со сменой мест в тройке
Ведение мяча шагом и бегом (прямо)
Броски мяча после ведения по кольцу
Учебные игры 3 * 3; 4* 4 по упрощённым правилам
Игры
Эстафеты с преодолением препятствий
Эстафеты с предметами
Эстафеты с элементами баскетбола
«Перестрелка»
Контроль двигательной подготовленности
Бег 30 м...
21 10 2025 13:29:28
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...
>
...
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...
Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Формы обучения
Печеночная гипертензия симптомы