Механизм действия, эффективность и побочные эффекты допинговых веществ и методов > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Механизм действия, эффективность и побочные эффекты допинговых веществ и методов

Механизм действия, эффективность и побочные эффекты допинговых веществ и методов

Вещества и методы Хаpaктеристика Механизм действия Эффективность Побочные действия
Стимуляторы Стимуляторами принято считать вещества, оказывающие стимулирующее воздействие на ЦНС, способствующие интенсивному использованию эндогенных ресурсов организма. Во влиянии стимуляторов на физическую работоспособность можно выделить два компонента - физиологический (способность вызвать в организме изменения, аналогичные тем, что происходят под действием адреналина) и психологический (способность повышать возбудимость, концентрацию, самоуверенность. Способствует повышению выносливости к аэробной работе. Эффект является дозазависимым. После приёма высоких доз – психические расстройства, галлюцинации. Постепенно развивается тяжёлая форма психической зависимости. Побочные эффекты, аналогичные эффектам норадреналина: сужение кровеносных сосудов, повышение кровяного давления с выраженным потоотделением, возможен тепловой удар. Стимулирует диурез, что может привести к обезвоживанию организма, возможен летальный исход.
Наркотики К классу наркотиков относят наркотические aнaльгетики – морфин, пентазоцин, героин и др. Основа механизма действия состоит во взаимодействии с опиатными (морфиновыми) рецепторами в ЦНС, и тем самым моделируются эффекты «внутренних морфинов». Увеличивают толерантность к болевым ощущениям, что способствует повышению спортивной работоспособности за счёт продолжения выполнения физической нагрузки за чертой естественного ограничения. Самый тяжёлый острый побочный эффект при передозировке – паралич органов дыхания. Длительное применение проиводит к появлению наркотической зависимости.
Анаболические агенты Анаболические агенты – целая группа различных по структуре и происхождению средств, способных усиливать процессы синтеза белка и других веществ в организме. К анаболикам относятся анаболические стероидные гормоны. Анаболические стероиды – это синтетические производные тестостерона со сниженной андрогенной активностью и сохранённой - анаболической. Внутриклеточный рецептор связывает молекулу стероида, образовавшийся комплекс трaнcпортируется в клеточное ядро, присоединяется к ядерной ДНК, что вызывает активациюсинтеза информационной РНК и запускает синтез белка в рибососмах. Рост силовых показателей, увеличение объёмов мышц, уменьшение процента жира в организме, стимуляция дыхания, повышение выносливости, увеличение венозности мускулатуры. Способствует повышению работоспособности, интенсификации восстановительных реакций и процессов регенерации после травм. Скопление жидкости в тканях, нарушения функции сердечно-сосудистой системы, поражение печени, психические нарушения, вирилизация у женщин, некоторые побочные действия у мужчин (гинекомастия), уменьшение объёма яичка и количества cпepмы, бесплодие), преждевременное прекращение роста у детей и юношей.
Бета-адреномиметики Бета-2-адреномиметики стимулируют бета-2-адренорецепторы и проявляют выраженное анаболическое действие. Механизм анаболического действия малоизучен. Предполагают, что в механизм действия этих средств вовлечены гормоны щитовидной железы. Усиливают способность мышцы к сокращению и обладают сильным анаболическим эффектом. Основные побочные эффекты - тахикардия, приступы стенокардии, аритмии. Побочные эффекты при больших дозах мало изучены.
Бета-адреноблокаторы Бета-адреноблокаторы - препараты, блокирующие бета-адрено-рецепторы клеток. Угнетающее действие на нервные проводящие пути, обеспечивающие стимуляцию ЦНС и исполнительных органов. Подавление излишнего возбуждения, снижение тремора, урежение частоты сокращений сердца (эффективны в стрельбе из пистолета, лука и др.). Иногда – гипотензия, брадикардия, асистолия, застойная сердечная недостаточность, нарушения деятельности желудочно-кишечного тpaкта, бронхоспазм, импотенция, нервнопсихические нарушения.
Диуретики Диуретики (мочегонные средства) – лекарственные средства разного химического строения, которые способствуют увеличению выведения мочи и уменьшению содержания жидкости в организме. Воздействие на почки (на процессы, происходящие в нефроне – клубочковая фильтрация, кaнaльцевая реабсорбация, секреция). Применение диуретиков не способствует повышению работоспособности. Они используются для быстрого снижения массы тела у спортсменов, специализирующихся в различных видах борьбы, художественной и спортивной гимнастике и других видах спорта. В отдельных случаях – для выведения других запрещённых препаратов с целью затруднения допинг-контроля. При больших дозах или при длительном систематическом использовании могут способствовать избыточному выделению жизненно важных микроэлементов (кальция, калия, натрия и др.), развитию остеопороза, нарушению мeнcтpуального цикла.
Маскирующие агенты К маскирующим агентам относят Диуретики (см. выше), эпитестостерон, пробенецид и плазмозаменители типа гемодеза. Считается, что применение маскирующих агентов позволяет скрыть при допинг-контроле факт применения запрещённых веществ других классов. Выведение других запрещённых веществ из крови (диуретики), «разжижение» крови (гемодез и т. п. препараты), «нормализация» соотношения тестостерон/эпитестостерон, затруднение факта выявления применения анаболических стероидов Побочные эффекты диуретиков – см. выше; пробенецида – раздражение слизистой оболочки пищеварительного тpaкта, кожные аллергические реакции, образование камней в почках; гемодеза – потеря массы тела, обезвоживание организма, аллергические реакции
Пептидные гормоны К ним относят хорионический гонадотропин человека (ХГЧ), кортикотропин, гормон роста (сомототропин, СТГ), инсулин и эритропоэтин (ЭПО). Применение ХГЧ у мужчин повышает в организме синтез тестостерона. Стимулирующее рост действие СТГ на органы-мишени осуществляется опосредованно через соматомедины и факторы роста с инсулиноподобной активностью. Инсулин повышает проницаемость мышечных и жировых клеток для глюкозы, аминокислот, свободных жирных кислот, калия, магния и фосфатов, а также нуклеотидов, имеет выраженное анаболическое действие. ЭПО стимулирует образование эритроцитов в костном мозгу. Инъекционный ХГЧ используется для усиленной выработки тестостерона. СТГ способствует росту скелета, росту и дифференциации органов, приросту массы тела. Инсулин на нынешний день один из самых сильных анаболиков. ЭПО повышает работоспособность в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости к аэробной работе. При приёме ХГЧ – те же побочные явления, что и при приёме тестостерона. Побочные эффекты СТГ – риск развития сахарного диабета и возможная гипофункция щитовидной железы, развитие акромегалии. При применении препаратов инсулина – возможность проявления тяжёлой гипогликемии и гипогликемической комы. При передозировке ЭПО - увеличение вязкости крови и риска возникновениянарушений в системе сердца и головного мозга.
Кровяной допинг Кровяной допинг заключается во введении спортсменам крови, эритроцитов и содержащихся в крови веществ. Теоретической основой для применения гемотрaнcфузии является повышение сопротивляемости организма к низкому содержанию кислорода в атмосферном воздухе и по той же причине – к недостатку кислорода в условиях напряжённой мышечной деятельности. Повышение выносливости к аэробной работе. При неправильном выполнении гемотрaнcфузии возможно внесение в организм инфекции или попадание воздуха в кровяное русло.

Раздел статьи: Теория и методика избранного вида спорта


Стимуляторы

Стимуляторы  Их стимулирующее действие в значительной мере связано на стволовую часть мозга...

17 07 2025 1:52:42

Теория и методика физической культуры 4 |

Теория и методика физической культуры 4 | > Физическое воспитание детей среднего школьного возраста Особенности возрастного развития Задачи физического воспитания Средства физического воспитания Особенности методики физического воспитания ...

16 07 2025 12:25:31

Переходный период

Переходный период  п...

15 07 2025 12:57:42

Непрерывность тренировочного процесса

Непрерывность тренировочного процесса  Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления...

14 07 2025 18:16:25

Двигательное умение

Двигательное умение  Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: овладения необходимыми знаниями о технике действия, наличие двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе построения новой формы движений...

13 07 2025 4:43:29

Светопроведение и преломление (рефракция) света |

Светопроведение и преломление (рефракция) света | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Сенсорные системы» ...

12 07 2025 3:39:42

Типы (виды) силовых способностей

Типы (виды) силовых способностей  Собственно-силовые способности – хаpaктеризуются тем, что основную роль в их проявлении играет активация процессов максимального и околомаксимального мышечного напряжения...

11 07 2025 18:18:57

Средства воспитания

Средства воспитания  );• виды деятельности (игра, труд, общение, общественная работы, учение (познание), физические упражнения и спорт);• предметы, вещи (игрушки, компьютер);• произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство – литература, музыка и т...

10 07 2025 0:42:12

Конвенция о правах ребенка (20.11.89) |

Конвенция о правах ребенка (20.11.89) | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

09 07 2025 3:50:12

Маточный цикл

Маточный цикл  Пролиферативная фаза совпадает с фолликулярной фазой овариального цикла и состоит в быстрой пролиферации росте клеток эндометрия, приводящих к его утолщению...

08 07 2025 2:20:23

Теория и методика избранного вида спорта |

Теория и методика избранного вида спорта | > Основы теории адаптации и закономерности её формирования у спортсменов Адаптация и проблемы рациональной подготовки спортсменов Реакции адаптации при мышечной деятельности Формирование срочной адаптации Формирование долговременной адаптации ...

07 07 2025 11:23:37

Оценка уровня развития гибкости

Оценка уровня развития гибкости  Видеоаппаратуры); 4)рентгенографический...

06 07 2025 21:13:28

Эпидемиологическое значение воды

Эпидемиологическое значение воды  К ним относятся: брюшной тиф, дизентерия, сальмонеллезы, холера, инфекционный гепатит, полиомиелит, туляремия, лептоспирозы...

05 07 2025 4:17:51

Профессиональная пригодность и педагогические способности |

Профессиональная пригодность и педагогические способности | >1. Дидактические: С. доступно, ясно, интересно передавать материал, повышать активность, самостоятельность.2. Академические: С. к учебному предмету, стремление к глубокому познанию предмета и достижений в этой области.3. Перцептивные: С. стремление проникнуть во внутренний мир ученика, понимание его личности и состояния.4. Речевые: С. ясно выражать свои мысли и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения.5. Организаторские: С. организовать учеников, собственную деятельность, сформировать коллектив, воодушевить на решение задач.6. Авторитарные: С. эмоционально-волевым влиянием добиваться авторитета.7. Коммуникативные: С. к общению с учениками, коллегами, родителями; умение найти подход, наладить контакты.8. Педагогическое воображение: С. предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать, предугадывать, что может «получиться» из учеников.9. Аттенционные: С. распределить внимание между несколькими видами деятельности (учителю необходимо следить за изложением учебного материала, «видеть» учеников, их поведение, реакцию, признаки утомления, следить за дисциплиной, за собственным поведением.10. Двигательные: С. правильно выполнять и показывать физические упражнения, выполнять страховку. ...

04 07 2025 11:21:14

Основные понятия и законы динамики

Основные понятия и законы динамики  При изучении величин, которые хаpaктеризуются не только величиной, но и направлением (например, скорость, ускорение, сила и т...

03 07 2025 23:35:54

Документы о правах детей и образовании |

Документы о правах детей и образовании | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

02 07 2025 3:29:25

Пищеварение в полости рта |

Пищеварение в полости рта | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Пищеварение» ...

01 07 2025 10:57:59

Введение в педагогику |

Введение в педагогику | > Документы о правах детей и образовании Декларация прав ребенка (20.11.59) Конвенция о правах ребенка (20.11.89) Закон « Об основных гарантиях прав ребенка Р Ф» (VIII) 1998 г. Закон Р Ф « Об Образовании» Концепция Федеральной целевой программы развития образования О региональном (областном) компоненте Стратегия развития образования на современном этапе ...

29 06 2025 16:20:46

Половые железы |

Половые железы | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

28 06 2025 1:44:42

Оценка уровня развития силовых способностей

Оценка уровня развития силовых способностей  При помощи современной аппаратуры можно измерить максимальную силу всех основных мышечных групп в статических и динамических усилиях...

27 06 2025 13:58:38

Плод |

Плод | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

26 06 2025 16:10:10

Задачи, средства и методы технической подготовки

Задачи, средства и методы технической подготовки  Основная информация поступает от двигательного аппарата – рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направления и скорости движений, расположении различных звеньев тела и др...

24 06 2025 23:44:53

Ферментный обмен и печень

Ферментный обмен и печень  Одни из них катализирую окислительно-восстановительные реакции в нервной системе (церулоплазмин), другие расщепляют в крови избыток биологически-активных веществ (холинэстераза), третьи регулируют активность свертывающей и противосвертывающей систем крови...

23 06 2025 15:53:47

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте  • Общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1 – 3 кг...

22 06 2025 7:35:39

Жизненная емкость легких |

Жизненная емкость легких | align="right"> Раздел статьи: Лекции о дыхании ...

21 06 2025 6:48:49

Основное содержание комплексного контроля

Основное содержание комплексного контроля  Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах...

20 06 2025 22:56:40

Подготовка спортсменов высокого класса

Подготовка спортсменов высокого класса  Отбор кандидатов осуществляется с учётом следующих показателей: На данном этапе отбора необходимо выяснить, сможет ли спортсмен добиться результатов высокого международного класса, успешно выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряжённую тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам...

18 06 2025 0:33:48

Модели подготовленности

Модели подготовленности  Модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с хаpaктеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия...

17 06 2025 13:50:33

Педагогическое мастерство. Педагогическая техника – важнейшее слагаемое педагогического мастерства |

Педагогическое мастерство. Педагогическая техника – важнейшее слагаемое педагогического мастерства | >1. Знание предмета• профессиональная компетентность;• высокая специально-практическая подготовленность;• опыт в воспитании и обучении;• научная квалификация.2. Педагогическое творчество• творческое воображение;• нестандартное мышление;• потребность в поиске новой информации;• постоянное стремление к совершенству;• умение продуктивно сочетать формы, средства и методы.3. Педагогическая технология• техника и экспрессия речи;• ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений;• выразительность мимики и жестов;• умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания;• владение образцовым показом приема, действия.4. Педагогический стиль• педагогическая направленность и убежденность;• умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность;• педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция);• педагогический такт и этика;• повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников (эмпатия);• умение слушать и слышать.5. Качества личности• деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность;• рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, кругозор, эрудиция; рефлексия – способность осознавать себя, свои состояния, видеть себя «со стороны», чувствовать, как тебя оценивают другие.• коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность;• эмпатийные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и аттракции; (эмпатия – умение чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков; сопереживание, понимание душевного состояния человека, аттракция – (от лат. – притяжение) – способность быть открытым, обаятельным, обладать притягательной силой)• идейно-нравственные: убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность. Педагогическая техника – это совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя. Это важнейшее слагаемое педагогического мастерства. ...

16 06 2025 4:54:16

Сила сопротивления при движении в воде или атмосферном воздухе

Сила сопротивления при движении в воде или атмосферном воздухе  Силы сопротивления очень зависят от формы тела и возрастают при увеличении скорости его движения относительно среды...

13 06 2025 14:53:38

Пути эвакуации желчи

Пути эвакуации желчи  Фактически именно с них начинается вся система выведения желчи в кишечник...

11 06 2025 15:51:40

Глоссарий по теме «Сердце»

Глоссарий по теме «Сердце»  Глоссарий по теме «Сердце» ...

10 06 2025 11:23:33

Биомеханика ходьбы и бега. Величина силы реакции опоры

Биомеханика ходьбы и бега. Величина силы реакции опоры  Переднезадняя составляющая обычно больше на 50 – 60 % в обеих своих частях, т...

09 06 2025 22:31:48

Направленность на максимальные достижения, углублённая специализация и индивидуализация

Направленность на максимальные  достижения, углублённая специализация и индивидуализация  Следствием руководства этим принципом является непрекращающийся рост мастерства спортсменов и спортивных рекордов...

08 06 2025 19:13:29

Средства и методы воспитания специальной выносливости

Средства и методы воспитания специальной выносливости  Широко применяют упражнения с интенсивностью, несколько превышающую соревновательную...

07 06 2025 22:30:47

Педагогическая деятельность тренера

Педагогическая деятельность тренера  Цели работы тренера:1...

06 06 2025 17:41:19

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания  Наукой доказано, что здоровье человека только на 10 - 15 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15 - 20 % - от генетических факторов, на 20 -25 % - от состояния окружающей среды и на 50 - 55 % - от условий образа жизни...

05 06 2025 10:55:14

Мотивация педагогической деятельности

Мотивация педагогической деятельности  Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные...

04 06 2025 7:47:20

О региональном (областном) компоненте

О региональном (областном) компоненте  Под компетенцией понимается способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий...

02 06 2025 21:49:25

Физиологические обоснования принципов спортивной тренировки

Физиологические обоснования принципов спортивной тренировки  Небольшие нагрузки, не достигающие порогового значения, прироста адаптации не дают...

01 06 2025 0:37:53

Понятие дыхания

Понятие дыхания  В результате этих процессов от субстрата (как правило, это углевод) остаются углекислый газ и вода, например:С6 Н12 О6 +6О26СО2+6Н2О +энергия...

31 05 2025 22:46:43

Неспецифические гумopaльные защитные механизмы

Неспецифические гумopaльные защитные механизмы  Начальную активацию системы комплемента вызывают комплексы антиген- антитело и бактериальные агенты...

30 05 2025 7:23:37

Методы обучения

Методы обучения  Классификации методов обучения 1...

29 05 2025 0:16:39

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::