Движения с разгоном перемещаемых тел > Русский спорт - научная база
Русский спорт - научная база    


Движения с разгоном перемещаемых тел

Движения с разгоном перемещаемых тел

Источник:

Поскольку большинство перемещающих движений связано с сообщением скорости вылета какому-нибудь снаряду (мячу, снаряду для метания), рассмотрим прежде всего механические основы полёта спортивных снарядов.

Полёт спортивных снарядов. Дальность полёта снаряда определяется: 1) начальной скоростью вылета; 2) углом вылета; 3) высотой выпуска снаряда; 4) вращением снаряда; 5) сопротивлением воздуха, которое, в свою очередь, зависит от аэродинамических свойств снаряда, силы и направление ветра, плотности воздуха (в горах, где атмосферное давление ниже, плотность воздуха меньше).

Начальная скорость вылета является той основной хаpaктеристикой, которая закономерно изменяется с ростом спортивного мастерства. В отсутствии сопротивления воздуха дальность полёта снаряда пропорциональна квадрату скорости вылета.

Увеличение скорости вылета скажем в 1,5 раза должно увеличить дальность полёта снаряда в 1,5² т. е. в 2,25 раза. Например, скорость вылета ядра 10 м/с соответствует результату в толкании ядра в среднем 12 м, а скорость 15 м/с – результату около 25 м.

У спортсменов международного класса максимальные скорости вылета снарядов равны: при ударе paкеткой (подача в теннисе) и клюшкой (хоккей) – свыше 50 м/с, при у даре рукой (нападающий удар в волейболе) и ногой (в футболе), метании копья – около 35 м/с. Из-за сопротивления воздуха скорость в конце полёта снаряда значительно снижается.

Углы вылета. Различают следующие основные углы вылета:

· Угол местаугол между горизонталью и вектором скорости вылета (он определяет движение снаряда в вертикальной плоскости: выше, ниже);

· Азимутугол вылета в горизонтальной плоскости (правее – левее, измеряется от условно выбранного направлении отсчёта);

· Угол атакиугол между вектором скорости вылета и продольной осью снаряда. Метатели копья стремятся, чтобы угол атаки был близок к нулю («попасть точно в копьё»). Метателям диска рекомендуется выпускать диск с небольшим положительным углом атаки. При полёте мячей, ядра и молота угла атаки нет. 

Высота выпуска снаряда – влияет на дальность полёта. Дальность полёта увеличивается примерно на столько, на сколько увеличивается высота выпуска снаряда.

Вращение снаряда и сопротивление воздуха. Вращение снаряда оказывает двойное действие на его полёт.

Во-первых, вращение как бы стабилизирует снаряд в воздухе, не давая ему «кувыркаться» (например при метании диска). Здесь действует гироскопический эффект, подобный тому, который позволяет не падать вращающемуся волчку.

Во-вторых, быстрое вращение снаряда (мяча) искривляет его траекторию (так называемый эффект Магнуса). Если мяч вращается в горизонтальной плоскости (spin - вращение), то скорость воздушного потока на разных его сторонах будет разной. Вращаясь, мяч увлекает прилегающие слои воздуха, которые начинают двигаться вокруг него рис. 1.

Рисунок 1. Появление боковой силы при полёте вращающегося мяча

В тех местах, где скорости поступательного движения мяча и его вращательного движения не совпадают, скорости складываются и скорость воздушного потока становится больше (а), с противоположной стороны мяча эти скорости вычитаются и результирующая скорость меньше (б). Поясним это на примере: наблюдатель находится в медленно двигающемся поезде, справа и слева от него поезда движутся в разных направлениях, но с одинаковой скоростью. Однако наблюдатель воспринимает скорость поезда, который движется навстречу как гораздо более быструю (а), чем тот поезд который движется с ним в одном направлении (б). Из-за этого и давление с разных сторон будет разным: больше с той стороны, где скорость воздушного потока меньше (б). Это следует из известного закона Бернулли: давление газа или жидкости обратно пропорционально скорости их движения. Эффект Магнуса позволяет например, выполняя угловой удар в футболе, послать мяч в ворота (рис. 1). Величина боковой силы, действующей на вращающийся мяч, зависит от скорости его полёта и скорости вращения. Влияние вращения мяча на его траекторию тем выше, чем больше поступательная скорость. Пытаться придать медленно летящему мячу большее вращение, чтобы повлиять на направление полёта нецелесообразно.

Теннисные мячи при соответствующих ударах вращаются со скоростью выше 100 об/с, футбольные и волейбольные – значительно медленнее.

Если направление вращения мяча совпадает с направлением полёта (в сагиттальной плоскости), такой мяч в спортивной пpaктике называют «кручёным», если мяч вращается в обратную сторону – «резаным». Кручёный мяч отскакивает от земли несколько более вперёд, чем невращающийся мяч и катится по земле в направлении своего полёта. Резаный мяч отскакивает от земли несколько более назад и катится по земле, вращаясь в обратную сторону.

Любое бросковое движение условно состоит из двух фаз. В первой фазе спортивный снаряд разгоняется в основном за счёт действия ног. Во второй фазе разгон продолжается за счёт действия мышц туловища и рук. Вторая фаза, дающая большее увеличение скорости снаряда, включает в себя последовательное возрастание угловых скоростей звеньев тела в такой последовательности: таз, верхняя часть туловища и верхняя часть руки, предплечье, кисть. Бросковое движение при проксимально-дистальной последовательности включения звеньев отличаются тем, что скорость разгоняемого звена заметно не возрастает до последних этапов движения. Но она резко увеличивается к моменту выпуска снаряда, когда все предыдущие подготовительные движения звеньев обеспечивают хлестовое движение последнего, контактирующего со снарядом звена (например, скоростное движение кисти при метании копья).

Если задача бросания предмета требует точности (например, выполнение штрафного броска в баскетболе), движения в этом случае приближаются к плоскостным, а стратегия заключается к сведению к минимуму числа звеньев, участвующих в движении.

Раздел статьи: Биомеханика


Развитие образования в средние века (V – XVII века)

Развитие образования в средние века (V – XVII века)  Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному...

28 02 2024 13:30:41

Типичные средства и методы

Типичные средства и методы  Из числа методов речевого воздействия, преподаватель применяет объяснительный рассказ и инструктирование, для того, чтобы раскрыть смысл разучиваемого действия, выделить ООТ, которые должны войти в его ориентировочную основу...

27 02 2024 2:57:37

Биодинамика бега

Биодинамика бега  фазы опоры и фазы полёта...

26 02 2024 16:27:17

Жизненная емкость легких

Жизненная емкость легких  Резервный объем – составляет воздух, который можно вдохнуть дополнительно после обычного вдоха...

24 02 2024 10:47:45

Основные понятия теории и методики физического воспитания

Основные понятия теории и методики физического воспитания  Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях...

23 02 2024 1:57:25

Центр масс тела. Равновесие. Масса тела

Центр масс тела. Равновесие. Масса тела   Центр масс тела. Равновесие. Масса тела | ...

22 02 2024 1:21:24

Мужская половая система |

Мужская половая система | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

19 02 2024 4:28:50

Теория и методика физической культуры 3

Теория и методика физической культуры 3  Теория и методика физической культуры 3 | ...

17 02 2024 10:43:28

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте  Раздел статьи: Теория и методика физической культуры ...

16 02 2024 12:27:17

Концепция Федеральной целевой программы развития образования |

Концепция Федеральной целевой программы развития образования | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

15 02 2024 19:42:52

Развитие лыжных гонок

Развитие лыжных гонок  И каждый, желая быть лучшим, бежит вперегонки с другим, как это делается на земле»...

14 02 2024 1:22:45

Словесные методы (методы речевого воздействия)

Словесные методы (методы речевого воздействия)  Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы...

13 02 2024 22:48:57

Особенности возрастного развития

Особенности возрастного развития  Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани...

12 02 2024 8:38:34

Факторы развития личности

Факторы развития личности  Наследственность - это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития...

11 02 2024 16:59:26

Концепция Федеральной целевой программы развития образования

Концепция Федеральной целевой программы развития образования  Программа соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития РФ...

09 02 2024 14:30:18

Содержание образования

Содержание образования  Это специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементарного объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере...

08 02 2024 7:11:13

Пример подготовительной части урока |

Пример подготовительной части урока | >2) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны ...

07 02 2024 14:25:39

Жизненная емкость легких |

Жизненная емкость легких | align="right"> Раздел статьи: Лекции о дыхании ...

06 02 2024 6:19:48

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Вес тела

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Вес тела  Вероятно, самой первой силой, существование которой осознал человек, являлась сила притяжения, действующая на тела со стороны Земли...

05 02 2024 10:30:19

Передвижение со скольжением

Передвижение со скольжением  Сила трения – это диссипирующая сила, работа против которой требует необходимых затрат энергии со стороны спортсмена, уменьшая тем самым энергозатраты на полезный результат движения...

04 02 2024 3:15:31

Четвертый этап – этап максимальной реализации индивидуальных возможностей

Четвертый этап – этап максимальной реализации индивидуальных  возможностей  Так мужчинам, специализирующиеся в плавании на дистанции 100, 200 м...

03 02 2024 19:27:10

Основы спортивной тренировки |

Основы спортивной тренировки | > Нагрузки, применяемые в спорте Тренировочные и соревновательные нагрузки « Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны Характер и направленность тренировочных нагрузок Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия ...

02 02 2024 11:51:44

Оперативный контроль

Оперативный контроль  Исследуется зависимость «доза – эффект»...

01 02 2024 23:22:13

Вестибулярная сенсорная система |

Вестибулярная сенсорная система | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Сенсорные системы» ...

31 01 2024 8:49:25

Тканевые гормоны |

Тканевые гормоны | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

30 01 2024 2:25:38

Щитовидная железа |

Щитовидная железа | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

29 01 2024 13:10:56

Утомление

Утомление  Теория закисления, метаболитов2...

28 01 2024 13:56:11

Рецепторы органов-мишеней

Рецепторы органов-мишеней  Рецепторы могут быть встроены в наружную мембрану клеток (рецепторы катехоламинов), во внутренние органоиды (рецепторы стероидных и тиреоидных гормонов)...

27 01 2024 12:31:46

Сила

Сила  Сила | ...

26 01 2024 16:50:53

Принципы обучения |

Принципы обучения | >1. Развивающее и воспитывающее обучение.2. Научность, доступность и посильная трудность (обучение на высшем уровне трудности).3. Создание оптимальных условий для обучения.4. Сознательная и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.5. Наглядность и развитие теоретического мышления.6. Системность и систематичность обучения.7. Опережающее обучение.8. Переход от обучения к самообразованию.9. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.10. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.11. Положительный эмоциональный фон обучения.12. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.13. Гуманизация и гуманитаризация обучения.14. Компьютеризация обучения.15. Интегративность обучения, учет межпредметных связей16. Инновативность обучения. ...

25 01 2024 15:46:53

Спортивные звания, разряды. Спортивные судьи. Единая всероссийская спортивная классификация. Права и обязанности спортсменов. Спортивный паспорт

Спортивные звания, разряды. Спортивные судьи. Единая всероссийская спортивная классификация. Права и обязанности спортсменов. Спортивный паспорт  В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные разряды: 1) кандидат в мастера спорта; 2) первый спортивный разряд; 3) второй спортивный разряд; 4) третий спортивный разряд; 5) первый юношеский разряд; 6)второй юношеский разряд; 7) третий юношеский разряд...

24 01 2024 7:36:11

Психологический контакт как требование к воспитанию

Психологический контакт как требование к воспитанию  Что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским проблемам, желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека...

23 01 2024 22:37:25

Профессиональная пригодность и педагогические способности

Профессиональная пригодность и педагогические способности  Для работы в таких условиях необходимы определенные качества личности, определяющие профессиональную пригодность и способности к педагогической деятельности...

22 01 2024 23:51:36

Типичные средства и методы третьего этапа

Типичные средства и методы третьего этапа  Шире используются игровой и соревновательные методы...

21 01 2024 21:19:55

Пищеварение в 12-перстной кишке

Пищеварение в 12-перстной кишке  Поэтому пища здесь не задерживается и, основные процессы пищеварения происходят в нижележащих отделах кишечника...

20 01 2024 21:37:43

Формирование долговременной адаптации

Формирование долговременной адаптации  В конце этой стадии наблюдается необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях...

19 01 2024 3:47:36

Тканевые гормоны |

Тканевые гормоны | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

18 01 2024 3:14:23

Плод |

Плод | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

17 01 2024 8:30:14

Краткосрочное (оперативное) планирование

Краткосрочное (оперативное) планирование  Микроцикловой план представляет собой план-график, в котором более детально и подробно планируются физические упражнения, направленность и величина нагрузок каждого занятия...

16 01 2024 21:52:28

Роды |

Роды | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

14 01 2024 5:49:22

Структура мышечных волокон

Структура мышечных волокон  В структуре мышечной ткани различают два типа мышечных волокон – медленно сокращающиеся (МС) и быстросокращающиеся (БС)...

12 01 2024 20:52:14

Дыхательные тесты в спорте |

Дыхательные тесты в спорте | align="right"> Раздел статьи: Лекции о дыхании ...

11 01 2024 22:46:22

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием  • Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия...

10 01 2024 13:53:24

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 ::