Цель, объект и виды управления > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Цель, объект и виды управления

Цель, объект и виды управления

Источник -

В наиболее общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т. е. приведение её в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной сфере. Управление системой, противодействие влияющим на неё факторам дезорганизации осуществляется естественными, самой системе присущими средствами и механизмами. В этом плане динамическая система выступает в качестве самоуправляемой системы, заключающей в себе две подсистемы – управляемую и управляющую, которые в единстве образуют систему управления.

В качестве примера такой системы можно привести человеческий организм, который есть саморегулирующаяся, сама себя поддерживающаяся и даже совершенствующаяся система. В ней управляющей подсистемой является центральная нервная система, которая осуществляет саморегуляцию организма, поддерживает и сохраняет постоянство его основных хаpaктеристик, восстанавливает нарушенные функции, корректирует различные сдвиги и тем самым обеспечивает равновесие организма со средой.

Важной стороной управления сложными системами является принцип обратной связи, согласно которому успешное управление может осуществляться только в том случае, если управляющий объект будет получать информацию об эффекте, достигнутом тем или иным его действием на управляемый объект. Несоответствие фактического состояния системы заданному и является тем корригирующим сигналом, который вызывает перестройку системы с тем, чтобы она функционировала в заданном направлении.

Для рационального управления в процессе спортивной тренировки нужно обеспечить подход, при котором на первый план были выдвинуты цели и соответствующие их достижению процессы, протекающие в системе при реализации задач управления. Таким образом, все элементы оказываются связанными не только структурно, но и функционально. В этом случае упустить какое-либо важное звено весьма сложно, так, как каждому входу в процессе обязательно соответствует выход.

Например, качеству, определяющему спортивный результат необходимо определить процесс управления выхода на это качество: четко определить структуру соревновательной деятельности и соответствующую ей структуру подготовленности, систему средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности к запланированной соревновательной деятельности. 

Целью управления процессом подготовки является оптимизация системы всесторонней подготовленности спортсмена, развитие его тренированности, обеспечивающие достижение наивысших спортивных результатов.

Объектом управления в спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние – оперативное, текущее, этапное, являющееся следствием применяющихся тренировочных и соревновательных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной тренировки.

Управление тренировочным процессом предусматривает комплексное использование:

1) возможностей системы спортивной тренировки (закономерностей, принципов, положений, средств и методов и др.);

2) внетренировочных и внесоревновательных факторов системы спортивной тренировки (специального инвентаря, оборудования и тренажёров, средств восстановления, климатических факторов, организационных моментов и др.). С одной стороны, это определяет чрезвычайную сложность управления спортивной тренировкой, а сдругой – его большую эффективность в случае обоснованности реализованных решений.

Управление процессом тренировки осуществляется тренером при активном участии спортсмена и предусматривает три группы операций:

· сбор информации о состоянии спортсменов, включая показатели физической, технико-тактической, психической подготовленности, реакции различных функциональных систем на тренировочные и соревновательные нагрузки, параметры соревновательной деятельности и т. п.;

· анализ этой информации на основе сопоставления фактических и заданных параметров, разработка путей планирования и коррекции хаpaктеристик тренировочной и соревновательной деятельности в направлении, обеспечивающем достижение заданного эффекта;

· принятие и реализация решений путём разработки и внедрения целей и задач, планов и программ, средств и методов и т. п., обеспечивающих достижение заданного эффекта тренировочной и соревновательной деятельности.

Основой для управления процессом спортивной тренировки служат многообразные и постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его функционального состояния, информация о которых поступает от спортсмена к тренеру при помощи обратных связей четырёх типов:

1) сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, отношение к работе, настроение и т.п.);

2) сведения о поведении спортсмена (объём тренировочной работы, её выполнение, замеченные ошибки и т. п.);

3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и хаpaктер сдвигов в функциональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой);

4) сведения об отставленном и кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности и подготовленности спортсмена).

В соответствии с необходимостью управления различными состояниями спортсмена в процессе тренировки выделяют несколько видов управления:

· этапное, направленное на оптимизацию подготовки в крупных структурных образованиях тренировочного процесса (этапах многолетней подготовки, макроциклах, периодах);

· текущее, обеспечивающее оптимизацию поведения спортсмена в микро- и мезоциклах тренировки, отдельных соревнованиях;

· оперативное, ставящее своей целью оптимизацию реакций организма, режима работы и отдыха, хаpaктеристик двигательных действий при выполнении отдельных упражнений и их комплексов, программ тренировочных занятий.

Эффективность управления состоянием спортсмена, процессом тренировочной и соревновательной деятельности определяется многими элементами, которые могут быть сведены к трём основным группам: 1) предпосылки; 2) процесс; 3) реализация (см. рис. 1.).

Рис. 1. Взаимосвязь важнейших элементов в системе управления процессом подготовки спортсменов

Учёт всех этих элементов в их сложной взаимосвязи исключительно важен для благоприятного процесса управления.

Раздел статьи: Теория и методика избранного вида спорта


Эпидемиологическое значение воды

Эпидемиологическое значение воды  К ним относятся: брюшной тиф, дизентерия, сальмонеллезы, холера, инфекционный гепатит, полиомиелит, туляремия, лептоспирозы...

03 12 2025 11:16:39

Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки

Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки  Обычно выделяют три возрастные зоны: 1-я зона – зона первых больших успехов; 2-я зона – зона максимальной реализации индивидуальных возможностей; 3-я зона – зона сохранения высших спортивных достижений...

02 12 2025 4:32:55

Крупные формы занятий, применяемых в физкультурной пpaктике

Крупные формы занятий,  применяемых в физкультурной пpaктике  Часто это не только спортивно-тренировочные занятия, но и самостоятельные занятия по общей физической подготовке, атлетической подготовке, избирательно-кондиционной тренировке...

01 12 2025 0:52:25

Скорость изменения силы (градиент силы)

Скорость изменения силы (градиент силы)  Кривая нарастания силы при однократном «взрывном» усилии с последующим немедленным расслаблением имеет вид, показанный на рис...

30 11 2025 14:48:15

Современные педагогические технологии |

Современные педагогические технологии | > Термин « Т О» подразумевает классно-урочную организацию обучения, которая до сих пор преобладает в школах мира. Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований. Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, он «должен», он еще не полноценная личность. Учитель – командир, судья, он «всегда прав». Цели Т О ориентированы на усвоение З У Н, а не на развитие личности. Методы основаны на сообщении знаний, обучению по образцу, механической памяти, репродуктивном воспроизведении. К традиционным технологиям относятся и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу (группе) лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); ...

29 11 2025 20:15:39

Факторы, влияющие на здоровье человека (по Э. Н. Вайнеру)

Факторы, влияющие на здоровье человека (по Э. Н. Вайнеру)  Основная методологическая установка: не только не навредить, но и укрепить, улучшить, совершенствовать здоровье...

28 11 2025 6:13:51

Система образования в Новое время на Западе |

Система образования в Новое время на Западе | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

26 11 2025 6:26:28

Восстановление после физических нагрузок

Восстановление после физических нагрузок  Восстановление после физических нагрузок означает не только возвращение функций к исходному уровню...

25 11 2025 6:53:21

Артерио-венозная разница по кислороду |

Артерио-венозная разница по кислороду | align="right"> Раздел статьи: Лекции о дыхании ...

23 11 2025 22:47:15

Факторы развития личности

Факторы развития личности  Наследственность - это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития...

22 11 2025 10:21:56

Рабочий план на первую четверть для учащихся 6-го класса

Рабочий план на первую четверть для учащихся 6-го класса  с четырёх-пяти шагов разбега Бег в умеренном темпе Баскетбол Ловля и передача мяча Передача мяча со сменой мест в тройке Ведение мяча шагом и бегом (прямо) Броски мяча после ведения по кольцу Учебные игры 3 * 3; 4* 4 по упрощённым правилам Игры Эстафеты с преодолением препятствий Эстафеты с предметами Эстафеты с элементами баскетбола «Перестрелка» Контроль двигательной подготовленности Бег 30 м...

19 11 2025 4:47:59

Выносливость. Утомление и его биомеханические проявления

Выносливость. Утомление и его биомеханические проявления  Специалисты выделяют следующие виды утомления: • локальное (например, усталостные явления в биомеханическом звене: кисти, стопе и т...

16 11 2025 5:15:12

Пищеварение в толстом кишечнике |

Пищеварение в толстом кишечнике | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Пищеварение» ...

15 11 2025 0:28:47

Выводы

Выводы  Магнус утверждал, что регулярные соревнования в лыжных гонках проводили лапландцы – жители Скандинавии и запада Кольского полуострова...

14 11 2025 15:45:15

Содержание образования |

Содержание образования | >• Содержание образования должно быть направлено на формирование гармонично развитой личности (т.е. обеспечить умственное развитие, техническую и трудовую подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание).• Содержание образования должно строиться на строго научной основе.• Соответствовать логике и системе данной науки.• Строиться на основе взаимосвязи с другими предметами (межпредметные связи)• Соответствовать возрастным возможностям учащихся.• Отражать связи теории с практикой. Содержание образования отражено в учебных планах, программах, учебниках, учебных пособиях.  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); ...

13 11 2025 22:12:45

Биодинамика бега

Биодинамика бега  фазы опоры и фазы полёта...

11 11 2025 3:30:39

Воспитание скоростно-силовых способностей

Воспитание скоростно-силовых способностей   Состав скоростно-силовых упражнений широк и разнообразен...

10 11 2025 22:15:50

Выносливость

Выносливость  Общая выносливость – способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием больших групп мышц...

09 11 2025 13:15:13

Легочная вентиляция

Легочная вентиляция  При физических нагрузках, когда МОД достигает 150-200 л*мин-1...

08 11 2025 2:28:19

Функции печени

Функции печени  2...

07 11 2025 6:50:38

Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков  Все показатели здоровья взаимосвязаны взаимообусловлены...

06 11 2025 17:17:59

Светопроведение и преломление (рефpaкция) света

Светопроведение и преломление (рефpaкция) света  Наружная–склера, она непрозрачная, впереди переходит в прозрачную роговицу...

05 11 2025 12:18:32

Современное понимание феномена культура здоровья

Современное понимание феномена культура здоровья  Имеет место смешение понятий «культура здоровья», «культура здорового образа жизни», «валеологическая культура»...

04 11 2025 18:45:51

Дыхательные тесты |

Дыхательные тесты | > ...

02 11 2025 17:23:16

Биомеханика 2

Биомеханика 2  Локомоторные движения Биомеханика ходьбы и бега...

01 11 2025 19:43:46

Физиология спорта

Субъективность здоровья2...

31 10 2025 18:15:23

Постепенность увеличения нагрузок и тенденция к максимальным нагрузкам

Постепенность увеличения нагрузок  и тенденция к максимальным нагрузкам  Основные положения этого принципа раскрывает теория стресса, которую открыл Ганс Селье...

30 10 2025 17:39:42

Пример подготовительной части урока |

Пример подготовительной части урока | >2) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны ...

29 10 2025 2:57:22

Углеводы

Углеводы  Неусвояемые – балластные, пищевые волокна, играют огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения...

28 10 2025 18:49:52

Пептидные гормоны. Бета-блокаторы

Пептидные гормоны. Бета-блокаторы  Главным побочным эффектом применения этого препарата является развитие гипергликемии, расширение внутренних органов, увеличения языка, утолщение и огрубление кожи...

27 10 2025 5:40:47

Основные понятия кинематики и кинематические хаpaктеристики

Основные понятия кинематики и кинематические хаpaктеристики  Описание движения как тела человека (его частей) в различных видах спорта, так и различных спортивных снарядов являются неотъемлемой частью спортивной биомеханики и в частности кинематики...

26 10 2025 1:43:22

Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»  Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры...

24 10 2025 5:54:37

Оздоровительное, образовательное и воспитательное значение физических упражнений

Оздоровительное, образовательное и  воспитательное значение физических упражнений  Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, сердечно-сосудистых заболеваниях и т...

23 10 2025 4:57:16

Идеи воспитания и образование в русской педагогике

Идеи воспитания и образование в русской педагогике  Известен педагогический тpaктат- «Поучения князя Владимира Мономаха детям» (12 век)...

21 10 2025 15:56:19

Основная педагогическая направленность занятий

Основная педагогическая направленность занятий  В основных занятиях выполняется основной объём работы, связанной с решением главных задач подготовки...

20 10 2025 20:31:52

Влияние массажа на различные системы организма

Влияние массажа на различные системы организма  Такая мышца не может считаться вполне здоровой...

19 10 2025 8:16:28

Эффект упражнения

Эффект упражнения  Рис...

17 10 2025 12:25:28

Методы обеспечения наглядности (наглядные методы)

Методы обеспечения наглядности (наглядные методы)  Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание...

15 10 2025 9:26:53

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::