Цель, объект и виды управления > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Цель, объект и виды управления

Цель, объект и виды управления

В наиболее общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т. е. приведение её в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной сфере. Управление системой, противодействие влияющим на неё факторам дезорганизации осуществляется естественными, самой системе присущими средствами и механизмами. В этом плане динамическая система выступает в качестве самоуправляемой системы, заключающей в себе две подсистемы – управляемую и управляющую, которые в единстве образуют систему управления.

В качестве примера такой системы можно привести человеческий организм, который есть саморегулирующаяся, сама себя поддерживающаяся и даже совершенствующаяся система. В ней управляющей подсистемой является центральная нервная система, которая осуществляет саморегуляцию организма, поддерживает и сохраняет постоянство его основных хаpaктеристик, восстанавливает нарушенные функции, корректирует различные сдвиги и тем самым обеспечивает равновесие организма со средой.

Важной стороной управления сложными системами является принцип обратной связи, согласно которому успешное управление может осуществляться только в том случае, если управляющий объект будет получать информацию об эффекте, достигнутом тем или иным его действием на управляемый объект. Несоответствие фактического состояния системы заданному и является тем корригирующим сигналом, который вызывает перестройку системы с тем, чтобы она функционировала в заданном направлении.

Для рационального управления в процессе спортивной тренировки нужно обеспечить подход, при котором на первый план были выдвинуты цели и соответствующие их достижению процессы, протекающие в системе при реализации задач управления. Таким образом, все элементы оказываются связанными не только структурно, но и функционально. В этом случае упустить какое-либо важное звено весьма сложно, так, как каждому входу в процессе обязательно соответствует выход.

Например, качеству, определяющему спортивный результат необходимо определить процесс управления выхода на это качество: четко определить структуру соревновательной деятельности и соответствующую ей структуру подготовленности, систему средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности к запланированной соревновательной деятельности. 

Целью управления процессом подготовки является оптимизация системы всесторонней подготовленности спортсмена, развитие его тренированности, обеспечивающие достижение наивысших спортивных результатов.

Объектом управления в спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние – оперативное, текущее, этапное, являющееся следствием применяющихся тренировочных и соревновательных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной тренировки.

Управление тренировочным процессом предусматривает комплексное использование:

1) возможностей системы спортивной тренировки (закономерностей, принципов, положений, средств и методов и др.);

2) внетренировочных и внесоревновательных факторов системы спортивной тренировки (специального инвентаря, оборудования и тренажёров, средств восстановления, климатических факторов, организационных моментов и др.). С одной стороны, это определяет чрезвычайную сложность управления спортивной тренировкой, а сдругой – его большую эффективность в случае обоснованности реализованных решений.

Управление процессом тренировки осуществляется тренером при активном участии спортсмена и предусматривает три группы операций:

· сбор информации о состоянии спортсменов, включая показатели физической, технико-тактической, психической подготовленности, реакции различных функциональных систем на тренировочные и соревновательные нагрузки, параметры соревновательной деятельности и т. п.;

· анализ этой информации на основе сопоставления фактических и заданных параметров, разработка путей планирования и коррекции хаpaктеристик тренировочной и соревновательной деятельности в направлении, обеспечивающем достижение заданного эффекта;

· принятие и реализация решений путём разработки и внедрения целей и задач, планов и программ, средств и методов и т. п., обеспечивающих достижение заданного эффекта тренировочной и соревновательной деятельности.

Основой для управления процессом спортивной тренировки служат многообразные и постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его функционального состояния, информация о которых поступает от спортсмена к тренеру при помощи обратных связей четырёх типов:

1) сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, отношение к работе, настроение и т.п.);

2) сведения о поведении спортсмена (объём тренировочной работы, её выполнение, замеченные ошибки и т. п.);

3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и хаpaктер сдвигов в функциональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой);

4) сведения об отставленном и кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности и подготовленности спортсмена).

В соответствии с необходимостью управления различными состояниями спортсмена в процессе тренировки выделяют несколько видов управления:

· этапное, направленное на оптимизацию подготовки в крупных структурных образованиях тренировочного процесса (этапах многолетней подготовки, макроциклах, периодах);

· текущее, обеспечивающее оптимизацию поведения спортсмена в микро- и мезоциклах тренировки, отдельных соревнованиях;

· оперативное, ставящее своей целью оптимизацию реакций организма, режима работы и отдыха, хаpaктеристик двигательных действий при выполнении отдельных упражнений и их комплексов, программ тренировочных занятий.

Эффективность управления состоянием спортсмена, процессом тренировочной и соревновательной деятельности определяется многими элементами, которые могут быть сведены к трём основным группам: 1) предпосылки; 2) процесс; 3) реализация (см. рис. 1.).

Рис. 1. Взаимосвязь важнейших элементов в системе управления процессом подготовки спортсменов

Учёт всех этих элементов в их сложной взаимосвязи исключительно важен для благоприятного процесса управления.

Раздел статьи: Теория и методика избранного вида спорта


Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте  • Общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1 – 3 кг...

09 12 2025 1:49:15

Теория и методика избранного вида спорта 2

Теория и методика избранного вида спорта 2  Теория и методика избранного вида спорта 2 | ...

08 12 2025 11:18:46

Формы организации занятий

Формы организации занятий  При фронтальной форме организации занятий группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения (иногда под счёт)...

07 12 2025 9:56:51

Общеподготовительные упражнения

Общеподготовительные упражнения  Специализированные средства (соревновательные и специально-подготовительные упражнения) с одной стороны оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов...

05 12 2025 11:19:26

Контроль и учёт в физическом воспитании

Контроль и учёт в физическом воспитании  К учёту предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота и наглядность...

04 12 2025 19:33:44

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Вес тела

Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Вес тела  Вероятно, самой первой силой, существование которой осознал человек, являлась сила притяжения, действующая на тела со стороны Земли...

02 12 2025 2:39:43

Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней подготовке

Основные направления интенсификации тренировочного процесса  в многолетней подготовке  Подводить спортсмена к параметрам тренировочной работы, хаpaктерным для этапа подготовки к высшим достижениям необходимо постепенно, на протяжении ряда лет (8 – 10 лет)...

01 12 2025 23:46:42

Надпочечники

Надпочечники  Кора состоит из 3-х слоев:Клубочковая (наружная) зона, секретирующая гормоны минералокортикоиды ( альдостерон);Пучковая (средняя) зона, секретирующая глюкокортикоиды (кортизол, гидрокортизол);Сетчатая (внутренняя) зона, секретирующая небольшое количество пoлoвых гормонов (андрогенов, эстрогенов)...

30 11 2025 8:24:35

Профессиональная пригодность и педагогические способности |

Профессиональная пригодность и педагогические способности | >1. Дидактические: С. доступно, ясно, интересно передавать материал, повышать активность, самостоятельность.2. Академические: С. к учебному предмету, стремление к глубокому познанию предмета и достижений в этой области.3. Перцептивные: С. стремление проникнуть во внутренний мир ученика, понимание его личности и состояния.4. Речевые: С. ясно выражать свои мысли и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения.5. Организаторские: С. организовать учеников, собственную деятельность, сформировать коллектив, воодушевить на решение задач.6. Авторитарные: С. эмоционально-волевым влиянием добиваться авторитета.7. Коммуникативные: С. к общению с учениками, коллегами, родителями; умение найти подход, наладить контакты.8. Педагогическое воображение: С. предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать, предугадывать, что может «получиться» из учеников.9. Аттенционные: С. распределить внимание между несколькими видами деятельности (учителю необходимо следить за изложением учебного материала, «видеть» учеников, их поведение, реакцию, признаки утомления, следить за дисциплиной, за собственным поведением.10. Двигательные: С. правильно выполнять и показывать физические упражнения, выполнять страховку. ...

28 11 2025 12:32:39

Цели педагогического процесса |

Цели педагогического процесса | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Дидактика ...

27 11 2025 14:19:58

Задачи физического воспитания

Задачи физического воспитания  • Формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей...

26 11 2025 6:42:17

Пищеварение в тонком кишечнике

Пищеварение в тонком кишечнике  В желудке всасывается вода и алкоголь, небольшое количество солей и продуктов расщепления углеводов...

25 11 2025 10:39:21

Типичные средства и методы

Типичные средства и методы  Из числа методов речевого воздействия, преподаватель применяет объяснительный рассказ и инструктирование, для того, чтобы раскрыть смысл разучиваемого действия, выделить ООТ, которые должны войти в его ориентировочную основу...

23 11 2025 13:21:23

Хаpaктеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности

Хаpaктеристика средств восстановления и стимуляции  работоспособности  Эти два направления могут играть роль как собственно средств восстановления, так и средств стимулирования работоспособности...

22 11 2025 1:55:33

Сердечный цикл

Сердечный цикл  Систола предсердий, когда желудочки расслаблены и заполняются кровью...

20 11 2025 17:59:21

Педагогический контроль

Педагогический контроль  Педагогический контроль осуществляется тренером, преподавателем...

19 11 2025 8:54:19

Влияние обучения и воспитания на развитие личности |

Влияние обучения и воспитания на развитие личности | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

18 11 2025 6:40:39

Половые железы |

Половые железы | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

17 11 2025 21:25:36

Дыхательные тесты

Дыхательные тесты  В условиях максимальной нагрузки ЧД возрастает до 40-60 в 1 минуту...

16 11 2025 6:19:34

Пути эвакуации желчи

Пути эвакуации желчи  Фактически именно с них начинается вся система выведения желчи в кишечник...

15 11 2025 0:36:55

Адаптационный синдром

Адаптационный синдром  ) Было выявлено, что вне зависимости от качества внешнего раздражителя наступают общие нейрогумopaльные изменения...

14 11 2025 14:53:51

Физическое воспитание и здоровье

Физическое воспитание и здоровье  Адаптация обеспечивается скоординированной во времени и прострaнcтве деятельностью всего организма...

13 11 2025 16:31:39

Биодинамика бега

Биодинамика бега  фазы опоры и фазы полёта...

12 11 2025 20:26:23

Сила

Сила  Сила | ...

11 11 2025 12:56:28

Ферментный обмен и печень

Ферментный обмен и печень  Одни из них катализирую окислительно-восстановительные реакции в нервной системе (церулоплазмин), другие расщепляют в крови избыток биологически-активных веществ (холинэстераза), третьи регулируют активность свертывающей и противосвертывающей систем крови...

10 11 2025 15:11:27

Эмбриогенез, границы, камеры сердца

Эмбриогенез, границы, камеры сердца  Располагается сердце между легкими, в средостении...

09 11 2025 6:51:34

Адаптация и проблемы рациональной подготовки спортсменов

Адаптация и проблемы рациональной подготовки спортсменов  Соревнования, особенно главные (Олимпийские игры, чемпионаты мира, крупнейшие международные региональные соревнования), связаны не только с предельными физическими нагрузками, но и с наличием экстремальных условий (жёсткая конкуренция, сложные климатические и погодные условия, особенности судейства, поведение зрителей), определяющих формирование адаптационных реакций...

08 11 2025 5:49:45

Физическое воспитание

Физическое воспитание  Цели ФВ: 1) физическое совершенствование; 2) здоровье; 3) формирование привычек здорового образа жизни...

07 11 2025 14:29:20

Половой цикл |

Половой цикл | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

06 11 2025 17:55:59

Пищеварительные ферменты и их действие (таблица) |

Пищеварительные ферменты и их действие (таблица) | 0 Казеиноген молока казеин Желудочный сок Пепсиноген желудок 2...

05 11 2025 20:43:43

Роль половых желез в организме |

Роль половых желез в организме | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

03 11 2025 13:49:29

Пищеварение в толстом кишечнике |

Пищеварение в толстом кишечнике | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Пищеварение» ...

02 11 2025 20:49:58

Словесные методы (методы речевого воздействия)

Словесные методы (методы речевого воздействия)  Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы...

01 11 2025 17:46:22

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием

Контроль за формированием навыка и его совершенствованием  • Критерий эффективности техники действия выводят на основе сопоставления его результативности при целостном воспроизведении и так называемого двигательного потенциала, оцениваемого в тесте, являющимся упрощённым вариантом действия...

31 10 2025 16:19:50

Содержание образования |

Содержание образования | >• Содержание образования должно быть направлено на формирование гармонично развитой личности (т.е. обеспечить умственное развитие, техническую и трудовую подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание).• Содержание образования должно строиться на строго научной основе.• Соответствовать логике и системе данной науки.• Строиться на основе взаимосвязи с другими предметами (межпредметные связи)• Соответствовать возрастным возможностям учащихся.• Отражать связи теории с практикой. Содержание образования отражено в учебных планах, программах, учебниках, учебных пособиях.  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); ...

30 10 2025 23:10:24

Теория и методика физической культуры |

Теория и методика физической культуры | > Система физического воспитания в Российской Федерации Понятие о системе физического воспитания в стране и её структуре Цель и задачи физического воспитания Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания ...

29 10 2025 10:37:36

Особенности методики физического воспитания

Особенности методики физического воспитания  Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазаний и т...

28 10 2025 13:40:52

Мужская половая система |

Мужская половая система | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

27 10 2025 17:52:44

Теория и методика физической культуры 3

Теория и методика физической культуры 3  Теория и методика физической культуры 3 | ...

26 10 2025 11:59:11

Содержание образования

Содержание образования  Это специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементарного объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере...

25 10 2025 5:29:55

Принципы обучения |

Принципы обучения | >1. Развивающее и воспитывающее обучение.2. Научность, доступность и посильная трудность (обучение на высшем уровне трудности).3. Создание оптимальных условий для обучения.4. Сознательная и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.5. Наглядность и развитие теоретического мышления.6. Системность и систематичность обучения.7. Опережающее обучение.8. Переход от обучения к самообразованию.9. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.10. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.11. Положительный эмоциональный фон обучения.12. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.13. Гуманизация и гуманитаризация обучения.14. Компьютеризация обучения.15. Интегративность обучения, учет межпредметных связей16. Инновативность обучения. ...

24 10 2025 5:32:22

Краткая история развития биомеханики и современное состояние биомеханики

Краткая история развития биомеханики и современное состояние  биомеханики  Леонардо особенно интересовался строением человеческого тела (анатомией) в связи с движением...

23 10 2025 7:41:43

Модели подготовленности

Модели подготовленности  Модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с хаpaктеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия...

22 10 2025 18:38:47

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::