Победы российских лыжников- гонщиков > Русский спорт - научная база
Русский спорт - научная база    


Победы российских лыжников- гонщиков

Победы российских лыжников- гонщиков

Дата и место проведения первой в России лыжной гонки на время зафиксировали точно: 13 декабря 1894 г. в Петербурге состоялся забег по льду Невы на дистанцию около четверти километра. Результат победителя Деревицкого составил 1 мин.35 сек. Первой женщиной- победительницей на той же дистанции стала Т.Юрьева. Соревнования состоялись 8 марта 1897 г., а организовал их все тот же клуб «Полярная звезда», созданный более сотни лет назад в Парголово, близ Петербурга.

Подобные показательные старты, проходившие не только в столице, а также в других городах, вскоре принесли свои плоды. В стране возникли лыжные клубы, стали регулярно проводиться состязания. Открыл этот список Московский клуб лыжников, возникший в 1894 году, а днем рождения лыжного спорта в России принято считать 16 декабря (29 декабря по новому стилю) 1895 года. В этот день была проведена торжественная церемония открытия Московского клуба лыжников. Датой же официальных стартов в России принято считать 28 января 1896 года. В этот день клуб организовал на Ходынском поле первую официальную гонку на 3,2 км. Первым победителем, быстрее всех преодолевшим дистанцию - за 18.25, стал К.Фогельман. 
Всего за 10 лет клубы любителей лыжного бега были созданы в 30 городах России. В Москве 7 февраля 1910 г. прошел первый всероссийский чемпионат. В нем участвовали 12 человек. Дистанцию 30 км быстрее других преодолел житель столицы Павел Бычков, названный «лучший лыжебежцем России». По тому же маршруту и на той же дистанции через год были разыграны призы второго чемпионата. Он собрал 18 гонщиков. П. Бычков снова стал первым. В пяти чемпионатах России 4 гонщика удостаивались звания «лучшего лыжебежца» империи, но, безусловно, сильнейшим из них был Павел Бычков, дважды становившийся первым, дважды - вторым и однажды - третьим. У него, самая солидная коллекция почетных призов на российской лыжне.

Первое первенство страны среди женщин было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова.

В 1924 г. прошел первый чемпионат СССР по лыжным гонкам. Кроме того, проводились чемпионаты по «сверхмарафонским» гонкам: 39 мужских на 70 км и 26 женских- сначала на 30, а потом на 50 км. В советское время дальние лыжные пробеги приобрели массовый хаpaктер. Первым советским сверхдальним рекордным переходом был переход зимой 1923-1924 годов по маршруту Архангельск- Москва, протяженностью 1406 км, который 4 комaндира Московского военного округа преодолели за 27 ходовых дней, проходя в среднем в день 52 км. А в сезоне 1926-1927 годов состоялся и первый лыжный пробег по территории 4 стран по маршруту Москва- Ленинград (СССР)- Гельсингфорс (Финляндия) – Стокгольм (Швеция)- Осло (Норвегия).

По количеству побед на первенствах страны 1910-1954 гг. наивысший рейтинг занимает Зоя Болотова- 18-тикратная чемпионка СССР. Среди мужчин сильнейшим был Дмитрий Васильев- 16 побед, он является первым обладателем звания «Заслуженный мастер спорта».

Советские лыжники начали выступать на мировых чемпионатах с 50-х годов. Они блистательно выступили на чемпионате мира в шведском Фалуне (1954 г.). В 6 номерах гоночной программы они завоевали 4 золотые и серебряные медали. 2 чемпионских титула (в гонках на 30 и 50 км) получил Владимир Кузин. Через 2 года он добился олимпийского «золота» в итальянском Кортина-д,Ампеццо в составе эстафетной комaнды вместе с Николаем Аникиным, Павлом Колчиным и Федором Терентьевым.

Среди советских гонщиц первой была Алевтина Колчина. На 3-х чемпионатах мира (с 1958 по 1966 г.) она выиграла 4 индивидуальные гонки на 5 и 10 км и трижды - эстафеты. Золотой олимпийской награды ее удостоили за эстафету в австрийском Инсбруке (1964 г.). В разные годы чемпионками мира и Олимпийских игр были Мария Гусакова и Клавдия Боярских.

А среди мужчин долгое время никто не мог повторить успеха Кузина. Удалось это лишь спортсменам 70-х гг.

Вячеслав Веденин проявил себя незаурядным гонщиком на Белой Олимпиаде 1968 г. в Гренобле, где завоевал «серебро» в гонке на 50 км. В 1970 г. очередной чемпионат мира в словацком Штрбске-Плесо начался с его победы на 30-км дистанции. Затем советская комaнда (Вячеслав Веденин, Владимир Воронков, Валерий Таpaканов и Федор Симашов) опередила всех в эстафете 4х10 км. Дважды Веденин торжествовал и на зимних Олимпийских играх в Саппоро (1972 г.).

Знаменитая гонщица Галина Кулакова оказалась в большом спорте случайно. В 24 года она попала на первенство страны и уже через год, в 1967 г., стала чемпионкой СССР. За 5 лет она 5 раз завоевывала титул чемпионки мира, 4 раза - Олимпийских игр и 39 раз побеждала на чемпионатах страны. 
Следом за Кулаковой вышла на мировую лыжню выдающийся лидер сборной - Раиса Сметанина. Она участвовала в 7 чемпионатах мира и 5 зимних Олимпиадах, в числе ее наград- 8 золотых, 8 серебряных и 5 бронзовых медалей. Более 20 раз она выигрывала чемпионаты страны. В составе сборной СССР 70-х годов наряду с Кулаковой и Сметаниной были чемпионки мира в индивидуальных гонках - Алевтина Олюнина (1970 ) и Зинаида Амосова (1978 г.)

К середине 70-х гг. выросла новая плеяда сильных гонщиков- мужчин. В 1976 г. Николай Бажуков и Сергeй Савельев победили в индивидуальных гонках на Олимпийских играх в Инсбруке. На следующих зимних Играх в Лейк- Плэсиде (1980 г.) Николай Зимятов одержал верх в гонках на 30, 50 км и взял «серебро» в эстафете.

Это поколение гонщиков оставалось среди мировых лидеров до конца 80-х гг. На чемпионате мира 1982 г. в Осло они вновь победили в эстафете; на зимних Играх 1984 г. в Сараеве Зимятов завоевал в гонке на 30 км свою четвертую золотую олимпийскую медаль; в 1988 г. в канадском Калгари чемпионами мира стали Михаил Девятьяров и Алексей Прокуроров, чем и завершился «золотой век» советских лыжников.

А в женской сборной дела обстояли несколько иначе. В середине 80-х гг., после некоторого спада, появились новые замечательные лыжницы. Последнее десятилетие ХХ в. прошло под знаков лидерства и соперничества Любови Егоровой, Ларисы Лазутиной и Елены Вяльбе. Эти спортсменки поочередно занимали первые места в различных крупных состязаниях. На чемпионатах мира 1989 г. и 1991 г. Вяльбе выиграла по 2 индивидуальные гонки. Егорова завоевала по два «золота» в личных гонках (плюс «золото» за эстафету) на зимних Олимпийских играх 1992-1994 гг. Затем на авансцену вышла Лазутина, победив уже в трех гонках и эстафете на чемпионате мира 1995 г., но и ее превзошла Вяльбе, которая установила абсолютный рекорд: получила все 5 золотых медалей (включая эстафетную) на чемпионате мира 1997 г. Годом позже Лазутина добилась 3 золотые награды (за 2 личные гонки и эстафету) на зимних Олимпийских играх в Нагано. И это только золотые медали и только трех лыжниц! Стоит упомянуть и двукратную олимпийскую чемпионку 1998 г. и трехкратную чемпионку мира в эстафетах Ольгу Данилову, олимпийскую чемпионку 1998 г. Юлию Чепалову и несгибаемую Нину Гаврылюк, завоевавшую в эстафетных состязаниях 1987-1999 гг. 8 золотых медалей, из них 3 олимпийские. Таким трудным и, вместе с тем плодотворным и счастливым выдался для российских гонщиц финиш ХХ столетия.

Над мировой ареной мужских гонок тем временем развевались иные флаги. С середины 80-х гг. на первенствах мира и Играх гремело имя шведского спортсмена Гунде Свана. Высокому длиннорукому гонщику как никому впору пришелся коньковый ход. За 8 сезонов он 11 раз становился чемпионом мира и Олимпиад, выиграл множество этапов Кубка мира.

После того как Гунде Сван оставил спорт, лидерство шведов в лыжных гонках закончилось. Прекрасных результатов добились норвежцы во главе с Вегардом Ульвангом и непревзойденным Бьерном Дэли. В истории лыжных гонок больше никому не удавалось за 9 сезонов (с 1991 по 1999 г.) одержать в общей сложности 17 побед на чемпионатах мира и зимних Играх (из них 11- в индивидуальных гонках). Дэли одинаково хорошо владел техникой классического и свободного бега на лыжне. «Под знаком Дэли» прошло в мужских гонках последнее десятилетие ХХ в. и начало следующего века. Небывалую до сих пор честь оказал ему спортивный мир: Бьерн Дэли был признан лучшим лыжником столетия!

Итак, на 12-ти зимних Олимпийских играх ХХ столетия советские и российские гонщики выиграли 8 индивидуальных гонок и 3 эстафетные, гонщицы- 18 и 8 соответственно. А 16 чемпионатов мира принесли мужчинам 6 личных золотых наград и 2- в эстафетах, женщинам- 29 и 13. На чемпионате мира 2001 г. в Лахти (Финляндия) российские лыжницы победили в очередной – 14-й эстафете.

Раздел статьи: История развития лыжных гонок


Допинг

Допинг  Активная борьба с допингами началась после Олимпиады в 1960 году в Риме, погиб Енсен датский велогонщик, применивший прямо на дистанции велогонки амфетамин...

19 04 2024 23:15:21

Положение о соревнованиях

Положение о соревнованиях  Хорошо организованные и проведенные соревнования позволяют показывать более высокие спортивно – технические результаты, оказывают организующие воздействие на участников и зрителей...

17 04 2024 3:46:48

Перспективное (многолетнее) планирование

Перспективное (многолетнее) планирование  Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и пpaктический...

16 04 2024 8:42:40

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте  Закрепление школы движений и обогащение двигательного опыта...

15 04 2024 2:20:42

Углеводы

Углеводы  Неусвояемые – балластные, пищевые волокна, играют огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения...

14 04 2024 5:25:31

Система педагогических наук и связь с другими науками

Система педагогических наук и связь с другими науками  Философия является фундаментом педагогики...

13 04 2024 2:38:25

Мужская пoлoвая система

Мужская пoлoвая система  Головка содержит ядро, впереди которого расположена структура, получившая название акросома...

11 04 2024 6:51:47

Структура тактической подготовленности

Структура тактической подготовленности   От других тренировочных упражнений их отличает: 1) установка при выполнении данных упражнений ориентирована на решение тактических задач; 2) в упражнениях пpaктически моделируется отдельные тактические приёмы и ситуации соревновательной борьбы; 3) в некоторых случаях моделируются и внешние условия соревнований; 2) видами спортивной тактики (наступательной, оборонительной, контратакующей); 3) формами спортивной тактики (индивидуальной, групповой, комaндной)...

10 04 2024 16:57:49

Педагогическая деятельность тренера |

Педагогическая деятельность тренера | > В процессе практической работы тренер должен:• в равной мере уделять внимание всем членам группы (команды), независимо от их возможностей;• сочетать коллективные и индивидуальные тренировки;• оценивать результаты воспитанников, показанные на тренировках и соревнованиях;• быть достаточно гибким в своих требованиям, но не поступаться убеждениями, идти на компромисс;• обладать хорошими профессиональными знаниями по спортивной тренировке, по технике и тактике И В С, по физиологии, биохимии, биомеханике, спортивной медицине, по психологии и педагогике («... ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела» ( А. С. Макаренко));• ставить перед спортсменами реальные цели, прогнозировать будущие результаты;• разговор об ошибках вести мягко, вежливо, иногда часть вины за плохой результат взять на себя;• в беседах использовать в основном положительные установки на предстоящие старты;• помогать спортсмену извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач;• не бояться совершать ошибки, главное вовремя их исправить;• не опекать спортсменов на каждом шагу – это снижает их уверенность в своих силах;• не навязывать свое мнение, а убеждать. Основные компоненты профессиональной тренерской деятельности:1) руководствоваться интересами дела, общества;2) наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении;3) знание своего вида спорта;4) трудолюбие;5) разумная требовательность и тренерский такт. ...

09 04 2024 22:31:28

Физическое воспитание и здоровье

Физическое воспитание и здоровье  Адаптация обеспечивается скоординированной во времени и прострaнcтве деятельностью всего организма...

08 04 2024 20:42:59

Основы спортивной тренировки |

Основы спортивной тренировки | > Нагрузки, применяемые в спорте Тренировочные и соревновательные нагрузки « Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны Характер и направленность тренировочных нагрузок Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия ...

07 04 2024 2:54:29

Цель, объект и виды управления

Цель, объект и виды управления  Управление системой, противодействие влияющим на неё факторам дезорганизации осуществляется естественными, самой системе присущими средствами и механизмами...

06 04 2024 21:50:54

Тактическая подготовка в разных структурных образованиях тренировочного процесса

Тактическая подготовка в разных структурных образованиях  тренировочного процесса  На первом и втором этапах многолетней подготовки (13 – 16 лет) тактическое совершенствование является второстепенной задачей, так как решаются лишь наиболее общие вопросы тактической подготовки, относящиеся к теоретической и пpaктической части совершенствования...

05 04 2024 3:27:32

Современные педагогические технологии |

Современные педагогические технологии | > Термин « Т О» подразумевает классно-урочную организацию обучения, которая до сих пор преобладает в школах мира. Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований. Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, он «должен», он еще не полноценная личность. Учитель – командир, судья, он «всегда прав». Цели Т О ориентированы на усвоение З У Н, а не на развитие личности. Методы основаны на сообщении знаний, обучению по образцу, механической памяти, репродуктивном воспроизведении. К традиционным технологиям относятся и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу (группе) лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); ...

03 04 2024 8:24:38

Классификация защитных механизмов

Классификация защитных механизмов  Тканевые макрофаги играют существенную роль в распознавании инородных частиц специфической иммунной системой...

01 04 2024 8:57:57

Структура мышечных волокон

Структура мышечных волокон  В структуре мышечной ткани различают два типа мышечных волокон – медленно сокращающиеся (МС) и быстросокращающиеся (БС)...

31 03 2024 17:32:22

Требования к показателям, используемым в контроле

Требования к показателям, используемым в контроле  Поэтому, учет специфических особенностей вида спорта имеет первостепенное значение для выбора показателей, используемых в контроле...

30 03 2024 12:26:31

Непрерывность тренировочного процесса

Непрерывность тренировочного процесса  Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления...

29 03 2024 5:13:10

Методы обучения |

Методы обучения | >1. Традиционная классификация. словесный наглядный практический работа с книгой видеометод Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссиядиспут Иллюстрация Демонстрация Наблюденияуч-ся Опыт Упражнение Учебнопроизводительный труд Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование Просмотр Обучение Упражнение под контролем компьютера Контроль ...

28 03 2024 6:47:13

Артерио-венозная разница по кислороду

Артерио-венозная разница по кислороду  %) и оттекающей от них венозной кровью (примерно 13 об...

27 03 2024 10:17:42

Основные цели, средства и методы психической подготовки

Основные цели, средства и методы психической подготовки  Многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводят к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки...

26 03 2024 1:17:49

Регуляция дыхания

Регуляция дыхания  Дыхательный ритм и управление деятельностью дыхательных мышц генерируется работой дыхательного центра, представляющего собой совокупность взаимосвязанных нейронов ретикулярной формации продолговатого мозга, обеспечивающих токе приспособление дыхания к различным условиям внешней среды...

24 03 2024 13:31:12

Маточный цикл

Маточный цикл  Пролиферативная фаза совпадает с фолликулярной фазой овариального цикла и состоит в быстрой пролиферации росте клеток эндометрия, приводящих к его утолщению...

23 03 2024 16:35:53

Методика построения тренировочных занятий

Методика построения тренировочных занятий  В подготовительной части: разминка, вpaбатывание – выход на необходимую функциональную активность систем и органов спортсмена...

22 03 2024 8:14:58

Овогенез

Овогенез  При этом образуются примордиальные фолликулы, располагающиеся в глубоких слоях коркового вещества яичника...

21 03 2024 11:40:22

Оценка уровня развития гибкости

Оценка уровня развития гибкости  Видеоаппаратуры); 4)рентгенографический...

20 03 2024 13:24:47

Влияние обучения и воспитания на развитие личности |

Влияние обучения и воспитания на развитие личности | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

19 03 2024 22:18:50

Средства и методы воспитания общей выносливости

Средства и методы воспитания общей выносливости  Эффективность различных упражнений во многом зависит от методических условий их выполнения...

18 03 2024 8:51:12

Сущность, структура и этапы педагогического процесса |

Сущность, структура и этапы педагогического процесса | > Педагогический процесс создается педагогом и имеет следующую структуру. Ц Е Л Ь – П Р И Н Ц И П Ы – С О Д Е Р Ж А Н И Е – М Е Т О Д Ы – С Р Е Д С Т В А – Ф О Р М Ы Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик; это предвидимый результата деятельности. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание представляет собой опыт, который передается для достижения поставленной цели. Методы – действия педагога и учащихся, посредством которых передается и принимается содержание. Средства – способы «работы» с содержанием (их используют в единстве с методами). Формы придают логическую завершенность педагогическому процессу. ...

17 03 2024 11:36:16

Соревновательный период

Соревновательный период  В главных соревнованиях спортсмен должен находиться в состоянии спортивной формы, то есть в готовности показать свой максимальный результат, победить или занять возможно более высокое место...

16 03 2024 9:58:20

Основное содержание комплексного контроля

Основное содержание комплексного контроля  Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах...

15 03 2024 11:48:52

Второй этап – этап предварительной базовой подготовки

Второй этап – этап предварительной базовой подготовки   Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка...

14 03 2024 1:19:54

Функции печени

Функции печени  2...

13 03 2024 6:37:27

Структура силовых способностей

Структура силовых способностей  Эффекторные импульсы, проходящие по моторным нервам, заставляют сокращаться мышечное волокно...

12 03 2024 17:14:17

Типичные средства и методы углубленного разучивания действия

Типичные средства и методы углубленного разучивания действия  Наряду со стандартно-повторным упражнением вводятся определённые разновидности вариативного упражнения...

11 03 2024 2:37:35

Сила действия человека

Сила действия человека  Сила действия человека может быть представлена в виде вектора (→) и определена указанием: 1) направления, 2) величины (скалярной), 3) точки приложения...

10 03 2024 0:50:18

Пищеварение в 12-перстной кишке |

Пищеварение в 12-перстной кишке | > Желчные кислоты принимают участие в процессе переваривания жира. Желчный пигмент билирубин образуется из гемоглобина в процессе разрушения эритроцитов в печени. Темный цвет желчи обусловлен наличием в ней этого пигмента. Желчь повышает активность ферментов поджелудочного и кишечного соков, особенно липазы. Она эмульгирует жиры, и растворяет продукты их гидролиза, чем способствует их всасыванию. Создавая щелочную реакцию в 12-перстной кишке, желчь препятствует разрушению трипсина пепсином. Она выполняет и регуляторную роль, являясь стимулятором желчеобразования, желчевыделения, моторной и секреторной деятельности тонкого кишечника. Желчь обладает также бактериостатическими свойствами. Задерживая гнилостные процессы в кишечнике. Велика роль желчи во всасывании из кишечника жирорастворимых витаминов, холестерина, аминокислот и солей кальция. ...

09 03 2024 10:37:29

Этапное планирование

Этапное планирование  Этапное планирование в спорте обычно имеет продолжительность от 1 – 1...

08 03 2024 20:53:22

Крупные формы занятий, применяемых в физкультурной пpaктике

Крупные формы занятий,  применяемых в физкультурной пpaктике  Часто это не только спортивно-тренировочные занятия, но и самостоятельные занятия по общей физической подготовке, атлетической подготовке, избирательно-кондиционной тренировке...

07 03 2024 14:47:44

Биомеханические требования к специальным силовым упражнениям

Биомеханические требования к специальным силовым упражнениям  Однако в этом упражнении ни амплитуда движения, ни, что ещё более важно, акцентируемый участок движения не соответствует таковым в беге и прыжках...

06 03 2024 16:14:49

Стратегия развития образования на современном этапе

Стратегия развития образования на современном этапе  Интернационализация образования, которая включает компьютеризацию, использование глобальных компьютерных сетей, гуманизация и гуманитаризация образования (например, интернет, дистантное обучение)...

05 03 2024 13:59:13

План конспект игры "Сумей догнать" |

План конспект игры "Сумей догнать" | > Перестроение. ...

04 03 2024 9:11:46

Условия формирования устойчивости двигательных навыков

Условия формирования устойчивости двигательных навыков  Главными адаптирующими факторами при этом являются объём и интенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближённых к соревновательным, а в некоторых фрагментах и превышающих их...

02 03 2024 15:34:29

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::