Биомеханические аспекты двигательных реакций

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.
Простая реакция – это ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал (слуховой, зрительный, тактильный). Например, реакция спринтера на стартовый выстрел, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п.
Основной метод при развитии быстроты простой двигательной реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно появляющийся (заранее обусловленный) сигнал с установкой на сокращение времени реагирования.
Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее ил защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной комaндами (вариативные ситуации).
Добиться значительного сокращения времени простой реакции – трудная задача. Диапазон возможного сокращения её латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10 – 0,15 с.
Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
Сложная двигательная реакция – это когда заранее не известно, что именно надо делать в ответ на сигнал и каким будет этот сигнал.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, хаpaктеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуаций действий(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т. п.).
Большинство сложных двигательных реакций – это реакции выбора (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта сложными реакциями являются реакции на движущийся объект (мяч, шайбу, соперника).
В двигательных реакциях различают:
• Сенсорную фазу – от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности (по появлению электрической активности в соответствующих мышечных группах – по ЭМГ);
• Премоторную фазу (от появления электрической активности мышц до начала движения). Этот компонент наиболее стабилен и составляет 0,25 – 0,60 мс.
• Моторную фазу – от начала движения до его завершения.
Сенсорный и прематорный компоненты образуют латентное время реагирования. С ростом спортивного мастерства длительность как сенсорного, так и моторного компонента в сложных реакциях сокращается. Однако в первую очередь сокращается сенсорная фаза (спортсмену нужно меньше времени для принятия решения), что позволяет более точно, спокойно и уверенно выполнить само движение.
Вместе с тем, как бы оно не сокращалось, нужно иметь возможность наблюдать объект реакции ( мяч, шайбу, противника и т. п.) достаточное время. Когда движущийся объект попадает в поле зрения, глаза начинают двигаться, как бы сопровождая его. Это движение происходит автоматически. Приблизительно через 120 мс. После начала прослеживающего движения глаз происходит опережающий поворот головы примерно в то место прострaнcтва, куда передвигается объект и где он может быть «перехвачен». Поворот головы происходит также автоматически. Если поворот головы не успевает произойти и вообще если время наблюдения за движущимся объектом мало, успешность реакции уменьшается (рис. 4).
Рисунок 4. Число пойманных мячей (из 20) при разном времени возможного наблюдения за их полётом
Большое значение в сложных реакциях приобретает умение предугадывать действия противника (например, направления и хаpaктер удара или броска мяча или шайбы). Подобное умение называют антиципацией, а соответствующие реакции – антиципирующими.
Что касается моторной фазы реакции, то продолжительность её при разных вариантах технических действий различна. Например, для того чтобы поймать мяч, требуется больше времени, чем для того чтобы его отбить. У вратарей-гандболистов скорости движений при защите разных углов ворот различны; различны потому и расстояния, с которых они могут успешно отражать броски в разные секторы ворот (табл., по А. Голуху).
Скорость защитных действий вратарей и расстояния успешного отражения бросков в разные углы ворот (без антиципации) при игре в ручной мяч
| Направление | Скорость движения вратаря, м/с | Расстояние, броски с которого вратари отражают без антиципации | |
| Броски с места, м | Броски в падении, м | ||
| Правый верхний угол | 1,56 | 11,3 | 13,7 |
| Левый верхний угол | 1,58 | 11,1 | 13,5 |
| Правый нижний угол | 2,34 | 10,4 | 12,4 |
| Левый нижний угол | 2,37 | 10,1 | 12,3 |
| Максимальная скорость полёта мяча | 22,2 м/с | 27,7 м/с | |
Расстояния, с которых мяч уже не может быть пойман или отражён, иногда называют «мёртвой зоной». Аналогичные закономерности существуют и в других спортивных играх.
На рис. 5 показаны поражаемые участки ворот при игре в хоккей с шайбой, а также расстояния, при которых шайба, брошенная игроком высокого класса, уже не может быть отбита («мёртвые зоны»). Эти расстояния различны для разных зон, что объясняется различиями в моторной фазе реакции.
Рисунок 5. Поражаемые участки ворот в хоккее с шайбой и расстояния, с которых шайба не может быть отражена вратарём
Раздел статьи: Биомеханика
Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы...
26 11 2025 23:15:37
> Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Единство и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки
Интегральная подготовка
...
24 11 2025 3:29:37
• Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь...
22 11 2025 0:12:44
align="right"> Раздел статьи:
Афофкис раздел « Пищеварение»
...
21 11 2025 23:20:29
align="right"> Раздел статьи:
Лекции о дыхании
...
20 11 2025 13:18:33
Закрепление школы движений и обогащение двигательного опыта...
18 11 2025 4:55:26
Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность...
16 11 2025 17:33:34
• Время двигательной реакции – латентный (скрытый) период простой( без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект(РДО)• Максимальный темп движенийОценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от момента подачи сигнала до ответного действия...
15 11 2025 13:38:37
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития...
14 11 2025 6:31:19
Неусвояемые – балластные, пищевые волокна, играют огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения...
13 11 2025 10:24:46
Допинговый контроль представляет собой взятие биологических проб и их исследование в целях выявления наличия в организмах спортсменов, участвующих в соревнованиях, допинговых средств или установления факта использования спортсменами допинговых средств и методов подготовки к соревнованиям...
12 11 2025 3:43:35
На этом этапе многолетней подготовки определяется спортивная ориентация спортсменов в зависимости от их врождённых способностей (генетических факторов)...
10 11 2025 23:32:46
Небольшие нагрузки, не достигающие порогового значения, прироста адаптации не дают...
09 11 2025 8:44:25
В текущем контроле оцениваются срочный и отставленный тренировочные эффекты (СТЭ и ОТЭ)...
08 11 2025 12:27:39
Запретна применение диуретиков в спорте был обусловлен тем, что их стали использовать для маскировки применения допинговых веществ...
07 11 2025 5:53:19
В конце этой стадии наблюдается необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях...
06 11 2025 21:12:24
align="right"> Раздел статьи:
Введение в педагогику
...
05 11 2025 9:23:54
Технология обучения – последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической пpaктике проводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающего...
04 11 2025 8:37:32
В результате этих процессов от субстрата (как правило, это углевод) остаются углекислый газ и вода, например:С6 Н12 О6 +6О26СО2+6Н2О +энергия...
02 11 2025 6:29:57
Целесообразный объём нагрузки (продолжительность отдельных упражнений, число повторений) определяется возможностью повторить действие без ухудшения качества движений...
01 11 2025 16:42:28
> В процессе практической работы тренер должен:• в равной мере уделять внимание всем членам группы (команды), независимо от их возможностей;• сочетать коллективные и индивидуальные тренировки;• оценивать результаты воспитанников, показанные на тренировках и соревнованиях;• быть достаточно гибким в своих требованиям, но не поступаться убеждениями, идти на компромисс;• обладать хорошими профессиональными знаниями по спортивной тренировке, по технике и тактике И В С, по физиологии, биохимии, биомеханике, спортивной медицине, по психологии и педагогике («... ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела» ( А. С. Макаренко));• ставить перед спортсменами реальные цели, прогнозировать будущие результаты;• разговор об ошибках вести мягко, вежливо, иногда часть вины за плохой результат взять на себя;• в беседах использовать в основном положительные установки на предстоящие старты;• помогать спортсмену извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач;• не бояться совершать ошибки, главное вовремя их исправить;• не опекать спортсменов на каждом шагу – это снижает их уверенность в своих силах;• не навязывать свое мнение, а убеждать. Основные компоненты профессиональной тренерской деятельности:1) руководствоваться интересами дела, общества;2) наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении;3) знание своего вида спорта;4) трудолюбие;5) разумная требовательность и тренерский такт.
...
30 10 2025 16:35:54
Цели ФВ: 1) физическое совершенствование; 2) здоровье; 3) формирование привычек здорового образа жизни...
29 10 2025 8:30:46
> Речь – это важнейший компонент педагогического мастерства, это инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия. Педагог должен: иметь хорошую вербальную память, правильно выбирать языковые средства, логически излагать мысли, уметь ориентироваться в речи собеседника, предвидеть результаты воздействия словом, обладать культурой поведения и эрудицией. Я. А. Коменский писал, что язык преподавателя должен быть точным и ясным, выразительным и привлекательным для обучаемых. Компоненты техники речи.
Правильность дыхания. Дыхание является основой речеголосового звучания. Дыхание должно быть фонационным (на выдохе). От него зависит сила, красота, легкость и мелодичность голоса.
Хорошая дикция (четкость и ясность произношения). В основе лежит хорошая артикуляция (четкое произношение звуков).
...
28 10 2025 7:31:54
Общественные цели – цели различных слоев населения, отражающие потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке...
26 10 2025 2:12:28
По хаpaктеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: общего, частичного (регионального) и локального воздействия...
25 10 2025 8:46:55
>2) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны
...
23 10 2025 2:11:45
>• профпросвещение – формирование у учащегося положительного отношения к труду учителя Ф К (тренера по И В С);• профинформация – ознакомление учащегося с деятельностью учителя Ф К, тренера; с кругом профессий в области Ф К и С (менеджер по спорту, методист по спорту, инструктор по спорту);• профагитация – доведение до сознания учащегося общественной значимости труда учителя Ф К, тренера;• профпропаганда – привлечение учащегося к оформлению наглядности по профориентации и методического кабинета;• профдиагностика – всестороннее изучение личности учащегося: интересы, мотивация, индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер и т.д.), занятость в свободное время.• профвоспитание1. Оказание помощи в приобретении З У Н и развитие у учащегося склонностей и способностей путем включения их в практическую деятельность по профилю выбранной специальности (проведение спортивного занятия, тренировки, участие в проведении внеклассных спортивных мероприятий), при этом реализуется один из принципов психологии развитие личности в деятельности.2. Формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, благодаря качественно проведенным занятиям и спортивным мероприятиям.3. Формирование личностных качеств, включающих следующие компоненты:- профессионально-педагогический: интерес к профессии, к Ф К и С, любовь к детям, значимые мотивы выбора профессии, качества личности (педагогический такт, принципиальность, справедливость);- мировоззренческий проявляется в моральных качествах, в осознании общественного долга, ответственности, общественной активности;- познавательный направлен на овладение знаниями, на стремление к самосовершенствованию, на творческое отношение к работе и учебе.4. Формирование у учащегося аналитического подхода к выбору профессии на основе оценки своих способностей.• профконсультацииа) ознакомление с требованиями, предъявляемыми к личности учителя Ф К, тренера.б) оказание помощи в выборе конкретной специальности, в выборе физкультурного учебного заведения.• профадаптация - осуществление контроля и помощи выпускникам в овладении профессией в процессе учебы в физкультурном вузе. Важную роль в ориентации учащихся на педагогическую деятельность играет личность педагога. Учитель Ф К, тренер являет собой агитационный «плакат», призывающий к выбору именно его профессии (... или отталкивающий). Спортивные наставники призваны помочь разрешить юным спортсменам вопрос «кем быть?» и показать им «какими они должны быть».« Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика». ( В. А. Сухомлинский). Работа по профессиональной ориентации в вузе на учительскую профессию может эффективно осуществляться по направлениям:1. согласованное и преемственное взаимодействие школы и педагогического вуза по профессиональной ориентации школьников и студентов;2. выполнение студентами дифференцированных корректировочных программ по профориентации с учетом типологических особенностей, характеризующихся наличием довузовского опыта педагогической деятельности и мотивов выбора профессии учителя;3. вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора учительской профессии. Таким образом, подготовка к профессии учителя должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжается в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении.
...
22 10 2025 22:20:52
Двигательной реакцией принято называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (стартовый сигнал, ситуация имеющая сигнальное значение) и заканчивающаяся с началом ответных действий – стартовых, либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому...
21 10 2025 6:37:51
Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах, то есть там, где двигательная деятельность хаpaктеризуется особенно большим разнообразием и повышенной координационной сложностью...
19 10 2025 2:16:51
Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления...
18 10 2025 18:40:43
Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии – она приобретает волнообразный хаpaктер как для относительно небольших структурных образований тренировочного процесса (микроциклов), так и для более продолжительных (мезоциклов, периодов)...
17 10 2025 15:13:11
Такая мышца не может считаться вполне здоровой...
16 10 2025 0:56:23
align="right"> Раздел статьи:
Педагогика. Педагогическая деятельность
...
15 10 2025 17:27:50
Конфликты могут быть конструктивные, направленные на развитие коллектива и улучшение качества работы, и деструктивные, направленные на удовлетворение только личных амбиций, притязаний, самоутверждение за счет других...
14 10 2025 16:19:31
Мышечная пластинка слизистой оболочки
Некоторое количество слизистых желез имеется
Многочисленные желудочные железы имеется
Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется
Трубчатые железы имеется
Подслизистая оболочка...
13 10 2025 13:39:27
У млекопитающих и человека наблюдаются пoлoвые циклы, сезонные колебания физиологической активности щитовидной железы, надпочечников, пoлoвых желёз , суточные изменения двигательной активности, температуры тела, частоты сердечных сокращений, обмена веществ и т...
12 10 2025 9:45:32
При окислении 1 г жира в организме человек получает 9,3 ккал энергии, больше, чем при окислении углеводов и белков...
11 10 2025 2:39:24
Быстрота зависит от скорости мышечного сокращения, мощности мобилизации химической энергии в мышечном волокне и превращении её в механическую энергию сокращения...
10 10 2025 0:23:28
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




align="right"> Раздел статьи:
Лекции о гормонах
...
>
...