Биомеханические аспекты двигательных реакций

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.
Простая реакция – это ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал (слуховой, зрительный, тактильный). Например, реакция спринтера на стартовый выстрел, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п.
Основной метод при развитии быстроты простой двигательной реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно появляющийся (заранее обусловленный) сигнал с установкой на сокращение времени реагирования.
Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее ил защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной комaндами (вариативные ситуации).
Добиться значительного сокращения времени простой реакции – трудная задача. Диапазон возможного сокращения её латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10 – 0,15 с.
Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
Сложная двигательная реакция – это когда заранее не известно, что именно надо делать в ответ на сигнал и каким будет этот сигнал.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, хаpaктеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуаций действий(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т. п.).
Большинство сложных двигательных реакций – это реакции выбора (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта сложными реакциями являются реакции на движущийся объект (мяч, шайбу, соперника).
В двигательных реакциях различают:
• Сенсорную фазу – от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности (по появлению электрической активности в соответствующих мышечных группах – по ЭМГ);
• Премоторную фазу (от появления электрической активности мышц до начала движения). Этот компонент наиболее стабилен и составляет 0,25 – 0,60 мс.
• Моторную фазу – от начала движения до его завершения.
Сенсорный и прематорный компоненты образуют латентное время реагирования. С ростом спортивного мастерства длительность как сенсорного, так и моторного компонента в сложных реакциях сокращается. Однако в первую очередь сокращается сенсорная фаза (спортсмену нужно меньше времени для принятия решения), что позволяет более точно, спокойно и уверенно выполнить само движение.
Вместе с тем, как бы оно не сокращалось, нужно иметь возможность наблюдать объект реакции ( мяч, шайбу, противника и т. п.) достаточное время. Когда движущийся объект попадает в поле зрения, глаза начинают двигаться, как бы сопровождая его. Это движение происходит автоматически. Приблизительно через 120 мс. После начала прослеживающего движения глаз происходит опережающий поворот головы примерно в то место прострaнcтва, куда передвигается объект и где он может быть «перехвачен». Поворот головы происходит также автоматически. Если поворот головы не успевает произойти и вообще если время наблюдения за движущимся объектом мало, успешность реакции уменьшается (рис. 4).
Рисунок 4. Число пойманных мячей (из 20) при разном времени возможного наблюдения за их полётом
Большое значение в сложных реакциях приобретает умение предугадывать действия противника (например, направления и хаpaктер удара или броска мяча или шайбы). Подобное умение называют антиципацией, а соответствующие реакции – антиципирующими.
Что касается моторной фазы реакции, то продолжительность её при разных вариантах технических действий различна. Например, для того чтобы поймать мяч, требуется больше времени, чем для того чтобы его отбить. У вратарей-гандболистов скорости движений при защите разных углов ворот различны; различны потому и расстояния, с которых они могут успешно отражать броски в разные секторы ворот (табл., по А. Голуху).
Скорость защитных действий вратарей и расстояния успешного отражения бросков в разные углы ворот (без антиципации) при игре в ручной мяч
| Направление | Скорость движения вратаря, м/с | Расстояние, броски с которого вратари отражают без антиципации | |
| Броски с места, м | Броски в падении, м | ||
| Правый верхний угол | 1,56 | 11,3 | 13,7 | 
| Левый верхний угол | 1,58 | 11,1 | 13,5 | 
| Правый нижний угол | 2,34 | 10,4 | 12,4 | 
| Левый нижний угол | 2,37 | 10,1 | 12,3 | 
| Максимальная скорость полёта мяча | 22,2 м/с | 27,7 м/с | |
Расстояния, с которых мяч уже не может быть пойман или отражён, иногда называют «мёртвой зоной». Аналогичные закономерности существуют и в других спортивных играх.
На рис. 5 показаны поражаемые участки ворот при игре в хоккей с шайбой, а также расстояния, при которых шайба, брошенная игроком высокого класса, уже не может быть отбита («мёртвые зоны»). Эти расстояния различны для разных зон, что объясняется различиями в моторной фазе реакции.
Рисунок 5. Поражаемые участки ворот в хоккее с шайбой и расстояния, с которых шайба не может быть отражена вратарём
Раздел статьи: Биомеханика
 Под компетенцией понимается способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий...
03 11 2025 22:58:58
		
						
 Раздел статьи: 
Теория и методика физической культуры
		
	 
	
	
							
				...
02 11 2025 2:17:33
Центростремительной силой называется проекция равнодействующей силы на тот радиус окружности, на котором в данный момент находится тело...
01 11 2025 20:27:20
На первом и втором этапах многолетней подготовки (13 – 16 лет) тактическое совершенствование является второстепенной задачей, так как решаются лишь наиболее общие вопросы тактической подготовки, относящиеся к теоретической и пpaктической части совершенствования...
30 10 2025 15:54:10
 Поэтому пища здесь не задерживается и, основные процессы пищеварения происходят в нижележащих отделах кишечника...
29 10 2025 23:51:32
 В основных занятиях выполняется основной объём работы, связанной с решением главных задач подготовки...
28 10 2025 20:26:29
 Что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским проблемам, желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека...
27 10 2025 15:30:10
 Светлые клетки, образующие наружный слой, играют роль в питании зародыша и носят название трофэктодермы...
26 10 2025 18:29:28
 для движения вперёд вода должна отбрасываться назад...
25 10 2025 8:37:10
Физиологические механизмы развития двигательных навыков...
24 10 2025 14:46:10
Кривая нарастания силы при однократном «взрывном» усилии с последующим немедленным расслаблением имеет вид, показанный на рис...
22 10 2025 5:52:57
 Например, они могли ускорять или тормозить физико - химические процессы в клетке...
21 10 2025 11:56:16
 align="right"> Раздел статьи: 
 Афофкис раздел « Репродуктивные функции»
		
	 
    
        
	
	
							
				...
20 10 2025 15:24:58
 Когда-то они входили в белки кудахтающих кур, флегматично жующих коров, заботливо взращенной сои...
19 10 2025 14:29:58
 В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные разряды:
1) кандидат в мастера спорта;
2) первый спортивный разряд;
3) второй спортивный разряд;
4) третий спортивный разряд;
5) первый юношеский разряд;
6)второй юношеский разряд;
7) третий юношеский разряд...
18 10 2025 8:54:32
Стартовые положения – это исходные позы для последующего передвижения, которые обеспечивают лучшие условия для развития стартового ускорения...
17 10 2025 11:12:38
Начальная скорость вылета является той основной хаpaктеристикой, которая закономерно изменяется с ростом спортивного мастерства...
16 10 2025 23:52:23
 Ниже приведены наиболее общие морфологические хаpaктеристики спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных видах спорта, а также оптимальные возрастные границы для достижения наивысших спортивных результатов...
14 10 2025 23:11:37
 align="right"> Раздел статьи: 
 Афофкис раздел « Сенсорные системы»
		
	 
    
        
	
	
							
				...
13 10 2025 15:28:31
 Известен педагогический тpaктат- «Поучения князя Владимира Мономаха детям» (12 век)...
12 10 2025 9:51:39
> Жиры всасываются большей частью в лимфу в виде жирных кислот и глицерина только в верхней части тонкого кишечника.  Жирные кислоты нерастворимы в воде, поэтому их всасывание, а также всасывание холестерина и других липоидов происходит лишь при наличии желчи.(см.рис  Переваривание и всасывание липидов)
...
11 10 2025 17:12:31
 Определить каждому классу места для проведения гимнастики до занятий и подвижных игр на переменах
4...
09 10 2025 9:10:50
Интенсивность нагрузки (качественная сторона нагрузки) определяется скоростью преодоления дистанции, величиной преодолеваемого отягощения или сопротивления, темпом движений, плотностью выполнения упражнений в занятии...
08 10 2025 2:31:17
 Формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, освоение спортивной техники избранного вида спорта...
07 10 2025 20:38:50
Модели, ориентирующие на достижение конкретных уровней совершенствования тех или иных сторон подготовленности, позволяет сопоставлять индивидуальные данные конкретного спортсмена с хаpaктеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс, подбирать средства и методы воздействия...
06 10 2025 9:33:37
 По силе и мощности сокращения4...
05 10 2025 2:41:18
 В плазмоцитах происходит синтез антител-иммуноглобулинов...
04 10 2025 18:45:38
 В развитых капиталистических странах в 19 веке были приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола, школа провозглашалась единой и светской...
03 10 2025 19:21:55
 Это хаpaктеризует функциональную способность легких при предъявлении к ним повышенных требований, связанных с увеличением потрeбления кислорода...
02 10 2025 2:30:57
 Широко применяют упражнения с интенсивностью, несколько превышающую соревновательную...
30 09 2025 14:20:28
 Эти колебания не оказывают заметного влияния на здоровых людей...
29 09 2025 9:39:10
 style="text-align: justify;">1.  Воспитание человека совершается только при условии активности самого воспитанника.2.  Содержание деятельности воспитанника определяется на каждый данный момент развития его актуальными потребностями.3.  В процессе воспитания необходимо соблюдение пропорционального соотношения усилий воспитателя и воспитанников.4.  Процесс воспитания должен осуществляться в условиях уважения, помощи, проявления педагогического такта.5.  Организуемые воспитательные воздействия должны сопровождаться ситуацией успеха, внутренней удовлетворенностью воспитанников собственными действиями и полученными результатами.6.  Воспитание должно носить «скрытый» характер.  Воспитанники не должны чувствовать себя объектами приложения педагогических нравоучений.
...
28 09 2025 1:26:13
) Было выявлено, что вне зависимости от качества внешнего раздражителя наступают общие нейрогумopaльные изменения...
27 09 2025 3:14:39
 Начальную активацию системы комплемента вызывают комплексы антиген- антитело и бактериальные агенты...
26 09 2025 6:56:17
 Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи...
25 09 2025 9:15:44
Быстрота зависит от скорости мышечного сокращения, мощности мобилизации химической энергии в мышечном волокне и превращении её в механическую энергию сокращения...
24 09 2025 3:50:45
>•  Содержание образования должно быть направлено на формирование гармонично развитой личности (т.е. обеспечить умственное развитие, техническую и трудовую подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание).•  Содержание образования должно строиться на строго научной основе.•  Соответствовать логике и системе данной науки.•  Строиться на основе взаимосвязи с другими предметами (межпредметные связи)•  Соответствовать возрастным возможностям учащихся.•  Отражать связи теории с практикой. Содержание образования отражено в учебных планах, программах, учебниках, учебных пособиях. 		
						
 
     (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
		
	
...
22 09 2025 9:28:55
 Это обусловливает разнообразные виды ее движений...
21 09 2025 4:43:33
 В структуре мышечной ткани различают два типа мышечных волокон – медленно сокращающиеся (МС) и быстросокращающиеся (БС)...
20 09 2025 23:32:24
Наукой доказано, что здоровье человека только на 10 - 15 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15 - 20 % - от генетических факторов, на 20 -25 % - от состояния окружающей среды и на 50 - 55 % - от условий образа жизни...
19 09 2025 14:11:57
> Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.  Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся.  Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива.  Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная. В педагогической литературе выделяют следующие стили общения: Общение на основе увлеченности совместной деятельность.  Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. Общение на основе дружеского расположения.  Продуктивный стиль педагогического общения.  Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность.  Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися. Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения. Общение – дистанцирование.  Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества.  Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог. Общение – устрашение.  Негативная форма общения.  К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками.  Такое общение разрушает творческую деятельность. Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль.  Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.  Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Стили педагогического руководства: Авторитарный стиль.  Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу.  Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание.  Преобладает начальственный тон. Демократический стиль.  Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива.  Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы.  Развивается самоуправление.  Основные способы общения: просьба, совет, информация. Либеральный стиль (анархический, попустительский).  Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен. В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции. А-позиция – «над».  Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели. Б-позиция – «наравне».  Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга. В-позиция – «под».  Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению. Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.
...
18 09 2025 4:31:33
 А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет, в среднем на 7 см...
17 09 2025 20:43:34
Еще:
Спорт и здоровье  -1 :: Спорт и здоровье  -2 :: Спорт и здоровье  -3 :: Спорт и здоровье  -4 :: 




 align="right"> Раздел статьи: 
 Лекции о гормонах
		
	 
    
        
	
	
							
				...
 align="right"> Раздел статьи: 
 Педагогика.  Воспитание
		
	 
    
        
	
	
							
				...