Биомеханические аспекты двигательных реакций > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Биомеханические аспекты двигательных реакций

Биомеханические аспекты двигательных реакций

Источник -

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.

Простая реакцияэто ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал (слуховой, зрительный, тактильный). Например, реакция спринтера на стартовый выстрел, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п.

Основной метод при развитии быстроты простой двигательной реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно появляющийся (заранее обусловленный) сигнал с установкой на сокращение времени реагирования.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее ил защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной комaндами (вариативные ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реакции – трудная задача. Диапазон возможного сокращения её латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10 – 0,15 с.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Сложная двигательная реакцияэто когда заранее не известно, что именно надо делать в ответ на сигнал и каким будет этот сигнал.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, хаpaктеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуаций действий(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т. п.). 

Большинство сложных двигательных реакций – это реакции выбора (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта сложными реакциями являются реакции на движущийся объект (мяч, шайбу, соперника).

В двигательных реакциях различают:

Сенсорную фазу – от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности (по появлению электрической активности в соответствующих мышечных группах – по ЭМГ);

Премоторную фазу (от появления электрической активности мышц до начала движения). Этот компонент наиболее стабилен и составляет 0,25 – 0,60 мс.

Моторную фазу – от начала движения до его завершения.

Сенсорный и прематорный компоненты образуют латентное время реагирования. С ростом спортивного мастерства длительность как сенсорного, так и моторного компонента в сложных реакциях сокращается. Однако в первую очередь сокращается сенсорная фаза (спортсмену нужно меньше времени для принятия решения), что позволяет более точно, спокойно и уверенно выполнить само движение.

Вместе с тем, как бы оно не сокращалось, нужно иметь возможность наблюдать объект реакции ( мяч, шайбу, противника и т. п.) достаточное время. Когда движущийся объект попадает в поле зрения, глаза начинают двигаться, как бы сопровождая его. Это движение происходит автоматически. Приблизительно через 120 мс. После начала прослеживающего движения глаз происходит опережающий поворот головы примерно в то место прострaнcтва, куда передвигается объект и где он может быть «перехвачен». Поворот головы происходит также автоматически. Если поворот головы не успевает произойти и вообще если время наблюдения за движущимся объектом мало, успешность реакции уменьшается (рис. 4).

Рисунок 4. Число пойманных мячей (из 20) при разном времени возможного наблюдения за их полётом

Большое значение в сложных реакциях приобретает умение предугадывать действия противника (например, направления и хаpaктер удара или броска мяча или шайбы). Подобное умение называют антиципацией, а соответствующие реакции – антиципирующими.

Что касается моторной фазы реакции, то продолжительность её при разных вариантах технических действий различна. Например, для того чтобы поймать мяч, требуется больше времени, чем для того чтобы его отбить. У вратарей-гандболистов скорости движений при защите разных углов ворот различны; различны потому и расстояния, с которых они могут успешно отражать броски в разные секторы ворот (табл., по А. Голуху).

Скорость защитных действий вратарей и расстояния успешного отражения бросков в разные углы ворот (без антиципации) при игре в ручной мяч

Направление Скорость движения вратаря, м/с Расстояние, броски с которого вратари отражают без антиципации
Броски с места, м Броски в падении, м
Правый верхний угол 1,56 11,3 13,7
Левый верхний угол 1,58 11,1 13,5
Правый нижний угол 2,34 10,4 12,4
Левый нижний угол 2,37 10,1 12,3
Максимальная скорость полёта мяча 22,2 м/с 27,7 м/с

Расстояния, с которых мяч уже не может быть пойман или отражён, иногда называют «мёртвой зоной». Аналогичные закономерности существуют и в других спортивных играх.

На рис. 5 показаны поражаемые участки ворот при игре в хоккей с шайбой, а также расстояния, при которых шайба, брошенная игроком высокого класса, уже не может быть отбита («мёртвые зоны»). Эти расстояния различны для разных зон, что объясняется различиями в моторной фазе реакции.

Рисунок 5. Поражаемые участки ворот в хоккее с шайбой и расстояния, с которых шайба не может быть отражена вратарём

Раздел статьи: Биомеханика


Гигиена как отрасль медицины. Цели, задачи предмета гигиены. Методы изучения окружающей среды. Гигиена физической культуры и спорта.

Гигиена как отрасль медицины. Цели, задачи предмета гигиены. Методы изучения окружающей среды. Гигиена физической культуры и спорта.  Парксе считал, что «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни – наименее быстрым и cмepть – наиболее отдаленной»...

08 12 2025 10:21:48

Основные понятия теории и методики физического воспитания

Основные понятия теории и методики физического воспитания  Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях...

07 12 2025 2:35:30

Силы трения покоя и скольжения

Силы трения покоя и скольжения  Пусть к одному из тел приложена небольшая сила (F), направленная по касательной к соприкасающимся поверхностям...

06 12 2025 4:48:42

Пищеварение в тонком кишечнике

Пищеварение в тонком кишечнике  В желудке всасывается вода и алкоголь, небольшое количество солей и продуктов расщепления углеводов...

05 12 2025 1:25:10

Эмбриогенез, границы, камеры сердца

Эмбриогенез, границы, камеры сердца  Располагается сердце между легкими, в средостении...

04 12 2025 19:52:27

Анаэробная производительность организма и ее показатель МКД

Анаэробная производительность организма и ее показатель МКД  При этом в организме накапливаются недоокисленные продукты гликолиза (молочная кислота), что приводит к резким сдвигам КЩР, заставляя спортсменов резко снизить или прекратить работу...

03 12 2025 17:38:39

Основные цели, средства и методы психической подготовки

Основные цели, средства и методы психической подготовки  Многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводят к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки...

02 12 2025 17:14:23

Атмосферное давление

Атмосферное давление  Эти колебания не оказывают заметного влияния на здоровых людей...

01 12 2025 12:22:26

Резюме по теме «Печень»

Резюме по теме «Печень»  Структурной единицей печени является долька - крошечный участок паренхимы шестигранной формы, состоящий из гепатоцитарных балок и синусоидов- специфических внутридольковых капилляров, впадающих в центральную вену дольки...

30 11 2025 21:13:49

Физическое воспитание

Физическое воспитание  Цели ФВ: 1) физическое совершенствование; 2) здоровье; 3) формирование привычек здорового образа жизни...

29 11 2025 7:37:49

Половые железы |

Половые железы | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

28 11 2025 7:44:26

Четвёртый этап отбора

Четвёртый этап отбора  Ниже приведены наиболее общие морфологические хаpaктеристики спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных видах спорта, а также оптимальные возрастные границы для достижения наивысших спортивных результатов...

27 11 2025 2:10:21

Сочетание микроциклов в разных типах мезоциклов

Сочетание микроциклов в разных типах мезоциклов  Однако, тренировочный эффект будет достигнут лишь в том случае, когда после нескольких микроциклов, каждый из которых усугубляет утомление, вызванное предыдущим, следует восстановительный микроцикл, позволяющий обеспечить эффективное протекание адаптационных процессов и ускорить восстановительные процессы в организме спортсмена...

26 11 2025 8:31:40

Средства и методы развития гибкости

Средства и методы развития гибкости  Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) – задача упражнений на растягивание...

25 11 2025 23:22:57

Содержание воспитание

Содержание воспитание  Гражданское воспитание ориентировано на становление у человека ответственного отношения к другим людям, семье, к согражданам и отечеству, развитие чувства ответственности за себя, за свою страну и судьбу всей планеты...

24 11 2025 12:17:16

Движения с разгоном перемещаемых тел

Движения с разгоном перемещаемых тел  Начальная скорость вылета является той основной хаpaктеристикой, которая закономерно изменяется с ростом спортивного мастерства...

23 11 2025 4:39:35

Оздоровительное, образовательное и воспитательное значение физических упражнений

Оздоровительное, образовательное и  воспитательное значение физических упражнений  Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, сердечно-сосудистых заболеваниях и т...

21 11 2025 11:39:29

Подготовка спортсменов высокого класса

Подготовка спортсменов высокого класса  Отбор кандидатов осуществляется с учётом следующих показателей: На данном этапе отбора необходимо выяснить, сможет ли спортсмен добиться результатов высокого международного класса, успешно выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряжённую тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам...

20 11 2025 21:40:58

Пищеварительные ферменты и их действие (таблица)

Пищеварительные ферменты и их действие (таблица)  0 Казеиноген молока казеин Желудочный сок Пепсиноген желудок 2...

19 11 2025 1:43:52

Тканевые гормоны

Тканевые гормоны  д...

17 11 2025 13:36:24

Основное содержание комплексного контроля

Основное содержание комплексного контроля  Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах...

16 11 2025 5:19:25

Ферментный обмен и печень

Ферментный обмен и печень  Одни из них катализирую окислительно-восстановительные реакции в нервной системе (церулоплазмин), другие расщепляют в крови избыток биологически-активных веществ (холинэстераза), третьи регулируют активность свертывающей и противосвертывающей систем крови...

15 11 2025 4:33:44

Физическое воспитание в России

Физическое воспитание в России  Россия явилась родиной передового учения о физическом воспитании, которое создали Петр Францевич Лесгафт и его ученики и его ученики и последователи...

13 11 2025 11:13:45

Жизненная емкость легких |

Жизненная емкость легких | align="right"> Раздел статьи: Лекции о дыхании ...

12 11 2025 16:50:48

Текущий контроль

Текущий контроль  В текущем контроле оцениваются срочный и отставленный тренировочные эффекты (СТЭ и ОТЭ)...

10 11 2025 10:50:39

Звенья газотранспортной системы организма |

Звенья газотранспортной системы организма | > Газообмен между легкими и окружающей средой осуществляется за счет вдоха и выдоха. При вдохе объем легких увеличивается, давление в них становится ниже атмосферного, и воздух поступает в дыхательные пути. Этот процесс носит активный характер и обусловлен сокращением наружных межреберных мышц и опусканием (сокращением) диафрагмы, в результате чего объем легких возрастает на 250-300 мл. Во время выдоха объем грудной клетки уменьшается, воздух в легких сжимается. Давление в них становится выше атмосферного, и воздух выходит наружу. Выдох в спокойном состоянии осуществляется пассивно за счет тяжести грудной клетки и расслабления диафрагмы. Форсированный выдох происходит вследствие сокращения внутренних межреберных мышц, частично – за счет мышц плечевого пояса и брюшного пресса. Важное значение для осуществления вдоха и выдоха имеет герметически замкнутая плевральная полость (щель), образованная висцеральным и париетальным листками плевры и защищенная небольшим количеством жидкости. Давление в плевральной полости ниже атмосферного, которое еще больше снижается при вдохе, способствуя поступлению воздуха в легкие. При попадании воздуха или жидкости в плевральную полость легкие спадаются за счет их эластической тяги. Дыхание становится невозможным и развивается – пневмоторакс. ...

09 11 2025 16:53:37

Роды |

Роды | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

08 11 2025 3:10:32

Гигиена воды

Гигиена воды  Организм человека на 65-70 % состоит из воды...

07 11 2025 19:14:32

Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка  Так, спринтер должен обладать, прежде всего, высокоразвитыми скоростными и скоростно-силовыми способностями в особом соотношениями, условно обозначенном термином «спринтерская мощность», а также развитой спринтерской выносливостью, основанной на возможностях анаэробного использования энергетических ресурсов мышечного сокращения...

06 11 2025 1:37:52

Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте

Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте  • Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь...

05 11 2025 22:21:16

Физиология спорта |

Физиология спорта | > Функциональные резервы человека (таблица) Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности Физиологические основы спортивной тренировки Физиологические обоснования принципов спортивной тренировки Физиологические механизмы развития физических качеств Сенситивные периоды (возраст) развития физических качеств (таблица) Показатели влияния наследственности на физические качества человека (таблица) Показатели влияния наследственности на некоторые морфофункциональные признаки организма человека (таблица) ...

03 11 2025 5:27:38

Мужская пoлoвая система

Мужская пoлoвая система  Головка содержит ядро, впереди которого расположена структура, получившая название акросома...

02 11 2025 22:43:18

Пигментный обмен и печень

Пигментный обмен и печень  И образуется зеленый биливердин...

01 11 2025 0:42:48

Исходное определение средств физического воспитания

Исходное определение средств физического воспитания  Оздоровительные силы природы используются по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания; 2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры)...

30 10 2025 13:40:49

Теория и методика физической культуры |

Теория и методика физической культуры | > Система физического воспитания в Российской Федерации Понятие о системе физического воспитания в стране и её структуре Цель и задачи физического воспитания Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания ...

29 10 2025 4:29:52

Биомеханика 2 |

Биомеханика 2 | > Биодинамика ходьбы и бега. Стартовые действия. Локомоторные движения Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы Биомеханика ходьбы и бега. Величина силы реакции опоры Биодинамика бега Стартовые действия ...

28 10 2025 2:59:31

Формы обучения |

Формы обучения | >• По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, индивидуальные.• По месту учебы: школьные (уроки, учебные занятия, работа на пришкольном участке, в лаборатории) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).• По длительности времени обучения: классический урок (40 – 45 минут), спаренное занятие (90 минут), занятие произвольной продолжительности «без звонков». На различных этапах развития общества находили применение следующие четыре формы обучения. Индивидуальная форма обучения. Это такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки, отметить успехи; учет индивидуального темпа усвоения учебного материала, способностей. Групповая форма обучения. Предполагает работу учащихся в группах по 3 – 6 человек и наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ, при отработке навыков. задания. Лекционно – семинарская форма обучения. Данная форма обучения предусматривает более высокий уровень обучения, характерна для вузов. Виды учебных занятий. Лекция – основная форма передачи большого объема систематизированной информации (продолжительностью 80 – 90 минут). Она призвана дать целостное, отчетливое и доказательное представление об изучаемой проблеме. Практическое (семинарское) занятие направлено на углубление и закрепление знаний под руководством преподавателя, на обсуждение результатов самостоятельного изучения учащимися (студентами) темы. Кроме лекций, семинарских и практических занятий существуют и другие, так называемые вспомогательные формы организации учебной работы: экскурсии, конференции, факультативы и курсы по выбору, консультации, тренинги, собеседования, экзамены, зачеты.  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Классно – урочная форма обучения.  Это наиболее распространенная форма обучения в школе, возникшая в 17 веке. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практику Я. А. Коменский. Это наиболее экономичная система, она обеспечивает доступность, последовательность, прочность обучения, а учитель является руководителей учебно – воспитательного процесса. Она является специфической формой организации учебной работы, состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по классам, занятия с ними проводятся поурочно, по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом. Недостатки классно – урочной формы: трудность в учете индивидуальных особенностей учащихся, в организации индивидуальной работы; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью. Классно – урочная система имеет следующие формы: основная форма – урок и традиционные формы – домашняя работа, экскурсии, факультативы, общественно полезный труд, внеклассная работа (кружки, конкурсы, олимпиады, выставки). ...

27 10 2025 7:32:20

Адаптационный синдром

Адаптационный синдром  ) Было выявлено, что вне зависимости от качества внешнего раздражителя наступают общие нейрогумopaльные изменения...

26 10 2025 0:34:19

Органы иммунитета

Органы иммунитета  размножение, развитие и созревание клеток крови в организме животных и человека в результате последовательных изменений...

25 10 2025 15:19:40

Структура координационных способностей

Структура координационных способностей  Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах, то есть там, где двигательная деятельность хаpaктеризуется особенно большим разнообразием и повышенной координационной сложностью...

24 10 2025 2:28:59

Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

Общие социально-педагогические принципы  системы физического воспитания    Для этого необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания...

23 10 2025 5:22:32

Методические приёмы воспитания координационных способностей

Методические приёмы воспитания координационных  способностей  Второе направление – хаpaктеризуется введением фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений: 1...

22 10 2025 9:18:15

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени |

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

21 10 2025 4:42:25

Текущее управление

Текущее управление  Реализация возможностей текущего управления осуществляется двумя путями...

20 10 2025 0:42:13

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::