Анализ урока > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Анализ урока

Анализ урока

Эффективность урока в целом зависит от двигательной активности занимающихся, то есть от его плотности. Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность (ОП)это отношение педагогически оправданных затрат времени к общей продолжительности урока. Для определения общей плотности урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке (Tад). Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока (кроме времени, затраченного на неоправданное ожидание и простои). Общая плотность урока рассчитывается по следующей формуле: время, целесообразно затраченное на уроке умножается на 100% и делится на общее время урока (T общ.)

Общая плотность урока по физической культуре должна приближаться к 100 %.

Моторная плотность (МП)это отношение времени, затраченного на двигательную деятельность занимающихся к общей продолжительности урока. Для расчёта моторной плотности необходимо суммарное время, затраченное на выполнение упражнений (Tфу) умножить на 100 % и разделить на общее время.

При анализе урока по физическому воспитанию моторную плотность, как правило, определяют за весь урок или в основной его части. Однако это не означает, что всегда надо стремиться к предельной моторной плотности. Наибольших величин моторная плотность в основной части урока может достигать в тех случаях, когда её основным содержанием является воспитание аэробной выносливости непрерывным методом. В таких случаях основная часть урока монолитна и может иметь стопроцентную плотность. 

Значительно меньше моторная плотность тогда, когда содержанием основной части урока является начальное разучивание сложных двигательных действий, поскольку при этом требуются немалые затраты времени на объяснение, демонстрацию, обдумывание и другие операции.

Также невелика моторная плотность, когда в процессе выполнения упражнений, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, приходится соблюдать полные внутрисерийные интервалы отдыха.

Поэтому нормировать моторную плотность основной части урока можно лишь с учётом поставленных задач и особенностей её содержания.

О качестве урока судят по показателям выполнения решаемых в нём задач. Оценивая факт их реализации согласно установленным критериям.

Для серьёзного анализа урока необходим тщательный оперативно-текущий контроль происходящего в процессе урока с регистрацией данных, нужных для объективной оценки его содержания. Трудность оперативно-текущего контроля на занятии заключается в сложности самого педагогического процесса (его многогранность, динамичность, необходимость распределения внимания на множество объектов). Поэтому детальный анализ урока приходится вести в большей мере после его завершения, на основе учётных материалов, получаемых путём регистрации относящихся к нему фактических данных.

Наиболее распространённый способ упорядоченной регистрации таких данных связан с составлением хроноркарты урока (плотности урока). Это предполагает последовательную измерительную регистрацию затрат времени урока с выделением различных компонентов его содержания по действиям занимающихся (смотри таблицу № 1). Хронометрируя урочные занятия, нужно замерить те затраты времени, которые определяют общую и моторную плотность урока, в частности:

1)время начала и окончания действий занимающихся в ходе урока;

2)время, затраченное на выполнение физических упражнений;

3)время на восстановительно-оперативный отдых;

4)время на установку и уборку инвентаря, оборудования;

5) простои – потери урочного времени, которые выражаются в бездеятельности занимающихся и обусловленные организационными, методическими и прочими недостатками.

Запись в графе «Примечания» позволяют всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут касаться тех действий занимающихся, которые отклоняются от общих действий класса (группы).

Раздел статьи: Теория и методика физической культуры


Макропроцессы в печеночной дольке

Макропроцессы в печеночной дольке  Как родниковая вода, кровь для питания печеночных клеток, по другим- кровь совсем не первой свежести, несущая от кишечника, желудка, и селезенки...

06 12 2025 8:33:25

Средства воспитания силовых способностей

Средства воспитания силовых способностей  Упражнения со строго дозируемым внешним отягощением: гантели, гири, штанги, тренажёры, специальные пояса с разновесами, манжеты и др...

05 12 2025 8:35:20

Пищеварение в желудке

Пищеварение в желудке  Главные клетки секретируют пищеварительные ферменты, обкладочные – соляную кислоту, а добавочные – слизь...

04 12 2025 16:49:25

Вестибулярная сенсорная система |

Вестибулярная сенсорная система | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Сенсорные системы» ...

03 12 2025 13:49:48

Регуляция работы сердца

Регуляция работы сердца  Самый первый и элементарный уровень регуляции – внутрисердечный...

02 12 2025 4:54:10

Методы контроля

Методы контроля  )...

01 12 2025 22:26:13

Средства и методы воспитания общей выносливости

Средства и методы воспитания общей выносливости  Эффективность различных упражнений во многом зависит от методических условий их выполнения...

30 11 2025 13:18:49

Средства воспитания

Средства воспитания  );• виды деятельности (игра, труд, общение, общественная работы, учение (познание), физические упражнения и спорт);• предметы, вещи (игрушки, компьютер);• произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство – литература, музыка и т...

29 11 2025 10:43:52

Понятие о дидактике и сущность процесса обучения |

Понятие о дидактике и сущность процесса обучения | >• Процесс обучения носит двухсторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся, должна существовать обратная связь.• Процесс обучения осуществляется под руководством педагога.• Процесс обучения носит целенаправленный, планомерный и организованный характер.• Процесс обучения строится в соответствии с закономерностями возрастного развития учащихся.• Процесс обучения является целостной системой.• Процесс обучения носит воспитывающий и обучающий характер. Сущность обучения – приобретение З У Н.  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); ...

28 11 2025 3:36:54

Методы воспитательной работы |

Методы воспитательной работы | style="text-align: justify;"> Метод убеждения. Убеждать, значит так воздействовать на сознание и поведение человека, чтобы у него формировались способности поиска истинности миропонимания. В процессе убеждения идеи и нормы, выработанные обществом, превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, в руководство к действию. ...

26 11 2025 23:15:53

Словесные методы (методы речевого воздействия)

Словесные методы (методы речевого воздействия)  Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы...

25 11 2025 4:13:29

Методические приёмы воспитания координационных способностей

Методические приёмы воспитания координационных  способностей  Второе направление – хаpaктеризуется введением фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений: 1...

24 11 2025 15:16:21

Формы организации занятий

Формы организации занятий  При фронтальной форме организации занятий группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения (иногда под счёт)...

23 11 2025 8:30:28

Влияние массажа на нервную систему

Влияние массажа на нервную систему  Грановской (1960 г...

22 11 2025 22:26:25

Пoлoвые железы

Пoлoвые железы  Их выработка и активность регулируется гонадотропными гормонами гипофиза...

20 11 2025 14:54:52

Средства обучения |

Средства обучения | > Простые:• словесные, учебники, учебные пособия, дидактический и раздаточный материал;• простые визуальные средства: предметы, чучела, образцы минералов, части машин, модели;• графические средства: картины, схемы, карты. Сложные:• механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп;• аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио;• аудиовизуальные средства: звуковой фильм, Т В, видео;• средства автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютерные классы, телекоммуникационные сети;• реальные объекты: производство, сооружения. ...

19 11 2025 16:37:46

Основы электрокардиографии

Основы электрокардиографии  Воздудимость – способность сердца возбуждаться под влиянием импульсов...

18 11 2025 21:12:44

Звенья газотранспортной системы организма |

Звенья газотранспортной системы организма | > Газообмен между легкими и окружающей средой осуществляется за счет вдоха и выдоха. При вдохе объем легких увеличивается, давление в них становится ниже атмосферного, и воздух поступает в дыхательные пути. Этот процесс носит активный характер и обусловлен сокращением наружных межреберных мышц и опусканием (сокращением) диафрагмы, в результате чего объем легких возрастает на 250-300 мл. Во время выдоха объем грудной клетки уменьшается, воздух в легких сжимается. Давление в них становится выше атмосферного, и воздух выходит наружу. Выдох в спокойном состоянии осуществляется пассивно за счет тяжести грудной клетки и расслабления диафрагмы. Форсированный выдох происходит вследствие сокращения внутренних межреберных мышц, частично – за счет мышц плечевого пояса и брюшного пресса. Важное значение для осуществления вдоха и выдоха имеет герметически замкнутая плевральная полость (щель), образованная висцеральным и париетальным листками плевры и защищенная небольшим количеством жидкости. Давление в плевральной полости ниже атмосферного, которое еще больше снижается при вдохе, способствуя поступлению воздуха в легкие. При попадании воздуха или жидкости в плевральную полость легкие спадаются за счет их эластической тяги. Дыхание становится невозможным и развивается – пневмоторакс. ...

17 11 2025 11:32:11

Основы спортивной тренировки |

Основы спортивной тренировки | > Нагрузки, применяемые в спорте Тренировочные и соревновательные нагрузки « Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны Характер и направленность тренировочных нагрузок Компоненты тренировочных нагрузок, определяющие направленность и величину воздействия ...

16 11 2025 10:13:26

Локомоторные движения

Локомоторные движения  У всех локомоторных движений общая двигательная задача – усилиями мышц передвигать тело человека относительно опоры или среды...

15 11 2025 13:14:36

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте  Раздел статьи: Теория и методика физической культуры ...

14 11 2025 2:56:37

Этапное планирование

Этапное планирование  Этапное планирование в спорте обычно имеет продолжительность от 1 – 1...

13 11 2025 17:50:41

Подготовка спортивного резерва

Подготовка спортивного резерва    Физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов 1...

12 11 2025 22:11:34

Система образования и педагогическая мысль в античном мире |

Система образования и педагогическая мысль в античном мире | style="text-align: justify;"> Система воспитания носила военно – физический характер. Цели спартанской педагогики: послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать». Дети рабовладельцев, вне семьи, учились чтению, письму, счету, получали музыкальное воспитание (хоровое пение), много времени отводилось военно – физическим упражнениям. Для девушек, кроме традиционной (домоводство, уход за ребенком) существовала специальная военно – физическая система (бег, прыжки, борьба, метание копья, диска). ...

11 11 2025 14:12:21

Сочетание в микроцикле занятий с различными по величие и направленности нагрузками

Сочетание в микроцикле занятий с различными по величие и направленности нагрузками  Восстановительные процессы у спортсменов высокой квалификации после больших нагрузок обычно завершаются через 2 – 3 суток (48 – 72 часа)...

10 11 2025 2:16:43

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени |

Как образовалась связь гормон - клетки органа - мишени | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

09 11 2025 2:46:25

Обеспечение стабильности, вариативности и надёжности двигательного навыка

Обеспечение стабильности, вариативности и надёжности двигательного навыка  Создать условия, способствующие воспроизведению этих параметров в процессе повторения действия (путём стандартизации внешних условий, использования вспомогательных технических средств, целесообразного нормирования нагрузок и отдыха и т...

07 11 2025 17:37:11

Тканевые гормоны

Тканевые гормоны  д...

06 11 2025 12:40:45

Система образования в современной России |

Система образования в современной России | > Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов: ...

05 11 2025 14:31:50

Общеметодические принципы физического воспитания

Общеметодические принципы физического воспитания  Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность...

04 11 2025 5:59:18

Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны

Взаимосвязь нагрузок с внешней и внутренней стороны  Так, при выполнении работы, но в различных функциональных состояниях (недовосстановление, восстановление, сверхвосстановление) приводит к различным реакциям функциональных систем организма...

03 11 2025 5:19:21

Щитовидная железа |

Щитовидная железа | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

02 11 2025 1:25:45

Физическое воспитание и здоровье

Физическое воспитание и здоровье  Адаптация обеспечивается скоординированной во времени и прострaнcтве деятельностью всего организма...

01 11 2025 4:32:24

Органолептические свойства воды

Органолептические свойства воды  Прозрачность должна быть не менее 30см, а воды плавательных бассейнов -20 см...

31 10 2025 23:52:31

Понятие дыхания

Понятие дыхания  В результате этих процессов от субстрата (как правило, это углевод) остаются углекислый газ и вода, например:С6 Н12 О6 +6О26СО2+6Н2О +энергия...

30 10 2025 22:35:40

Показания и противопоказания к массажу

Показания и противопоказания к массажу  Раздел статьи: Массаж в реабилитации ...

29 10 2025 2:25:54

Центр масс тела. Равновесие. Масса тела

Центр масс тела. Равновесие. Масса тела   Центр масс тела. Равновесие. Масса тела | ...

28 10 2025 19:27:56

Техника физических упражнений

Техника физических упражнений  Принято различать: 1) основу техники, 2) её главное звено, 3) детали техники...

27 10 2025 12:56:54

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте

Средства физического воспитания в среднем школьном возрасте  • Общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1 – 3 кг...

26 10 2025 7:26:38

Документы о правах детей и образовании |

Документы о правах детей и образовании | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

25 10 2025 4:30:50

Жиры

Жиры  При окислении 1 г жира в организме человек получает 9,3 ккал энергии, больше, чем при окислении углеводов и белков...

24 10 2025 9:55:55

Педагогическая деятельность тренера |

Педагогическая деятельность тренера | > В процессе практической работы тренер должен:• в равной мере уделять внимание всем членам группы (команды), независимо от их возможностей;• сочетать коллективные и индивидуальные тренировки;• оценивать результаты воспитанников, показанные на тренировках и соревнованиях;• быть достаточно гибким в своих требованиям, но не поступаться убеждениями, идти на компромисс;• обладать хорошими профессиональными знаниями по спортивной тренировке, по технике и тактике И В С, по физиологии, биохимии, биомеханике, спортивной медицине, по психологии и педагогике («... ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела» ( А. С. Макаренко));• ставить перед спортсменами реальные цели, прогнозировать будущие результаты;• разговор об ошибках вести мягко, вежливо, иногда часть вины за плохой результат взять на себя;• в беседах использовать в основном положительные установки на предстоящие старты;• помогать спортсмену извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач;• не бояться совершать ошибки, главное вовремя их исправить;• не опекать спортсменов на каждом шагу – это снижает их уверенность в своих силах;• не навязывать свое мнение, а убеждать. Основные компоненты профессиональной тренерской деятельности:1) руководствоваться интересами дела, общества;2) наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении;3) знание своего вида спорта;4) трудолюбие;5) разумная требовательность и тренерский такт. ...

23 10 2025 8:53:50

Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки

Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки  Обычно выделяют три возрастные зоны: 1-я зона – зона первых больших успехов; 2-я зона – зона максимальной реализации индивидуальных возможностей; 3-я зона – зона сохранения высших спортивных достижений...

22 10 2025 9:20:33

Вестибулярная сенсорная система

Вестибулярная сенсорная система  Каналы и полости височной кости образуют костный лабиринт вестибулярного аппарата и частично перепончатый лабиринт...

21 10 2025 15:31:47

Семейное воспитание |

Семейное воспитание | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Воспитание ...

20 10 2025 9:58:12

Общие положения моделирования в спорте

Общие положения моделирования в спорте  В первую группу входят: 1) модели, хаpaктеризующие структуру соревновательной деятельности; 2) модели, хаpaктеризующие различные стороны подготовленности спортсмена; 3) морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающие достижение заданного уровня спортивного мастерства...

19 10 2025 22:26:28

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::