Гигиена воздушной среды > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Гигиена воздушной среды

Гигиена воздушной среды

Источник:

Важнейшие компоненты воздуха обеспечивают жизнедеятельность организма человека, участвуя в окислительно-восстановительных процессах на разных уровнях организации организма: клетка – ткань - орган – организм. Воздух принимает все продукты газообмена человека с окружающей средой. Воздух является основной средой, в которой происходит тепловой обмен организма человека с окружающей средой: конвекционная отдача тепла и испарение влаги из легких, выделяемой при дыхании. Воздух разбавляет до безопасных концентраций ряда химических загрязнителей. Воздух - это высокоэффективное оздоровительное средство. Он используется как мощный закаливающий фактор.
Основные гигиенические показатели качества воздушной среды:

  • Физические свойства воздуха (температура, влажность, скорость движения, атмосферное давление, уровень солнечной радиации, электрическое состояние, уровень ионизирующей радиации);
  • Химический состав (концентрация и соотношение химических постоянных составляющих, наличие или отсутствие химических загрязнителей – посторонних газов, уровень ионизации);
  • Наличие или отсутствие различных механических примесей (органической или неорганической пыли, дыма, сажи);
  • Уровень бактериального загрязнения (наличие или отсутствие микроорганизмов).

С точки зрения гигиены наибольший пpaктический интерес представляет состояние и качество тропосферы – слоя воздуха, простирающегося до высоты 10-12 км от Земли, поскольку жизнедеятельность человека протекает именно в тропосфере.
Температура воздуха постоянно действующий фактор. Основной источник тепла на Земле – тепловое солнечно, излучение, в результате которого разогревается почва, а она нагревает прилежащие к ней слои. Температура воздуха зависит от количества солнечной энергии (суточного и годового), широты высоты местности над уровнем моря, удаленности от морей, наличия растительности.
Температура воздуха испытывает суточные и годовые колебания. Самый низкий суточный показатель предшествует восходу солнца, самый высокий – 13-15 часов. 
Основное гигиеническое значение температуры воздуха состоит в ее влиянии на тепловой обмен организма с окружающей средой: высокая температура затрудняет отдачу тепла, низкая, наоборот, повышает ее, если человек находится в условиях низкой температуры, у него усиливается теплопродукция и уменьшается диаметр периферических сосудов кожи, усиливается приток крови к глубоким тканям и органам. При повышенной температуры у человека снижается уровень и интенсивность теплопродукции и увеличивается диаметр периферических сосудов кожи. В обоих случаях сохраняется оптимальный тепловой баланс организма и среды. В основе физической терморегуляции теплового баланса лежат различные механизмы теплоотдачи: излучение тепла с поверхности тела к более холодным окружающим предметам; (55,6%)конвекция – нагревание воздуха, прилегающего к поверхности тела; (15.3%) испарение влаги с кожи и слизистых оболочек дыхательных путей (29,1%) в условиях покоя и комфорта.
Перегревание, переохлаждение, тепловой удар – функциональные нарушения, сопровождающиеся нарушением теплового баланса. Для жилых помещений при нормальной влажности воздуха оптимальна Т˚ +18 ˚ С. Если она выше +24...25 ˚ и ниже +14...15˚ С может нарушиться тепловой баланс. Для спортзалов гигиеническая норма - +15˚С.Для ходьбы на лыжах оптимальная Т˚ от –5 до -15˚С, а в тихую сухую погоду и ниже; для зимней тренировки –22-25˚С.
Влажность воздуха - содержание водяных паров (г) в 1 м3 воздуха.
Основные показатели влажности воздуха:
абсолютная влажность – абсолютное количество водяных паров, находящихся в 1м3 воздуха в конкретное время при конкретной Т˚;
максимальная влажность – количество водяных паров, обеспечивающих полное насыщение 1м3 воздуха влагой при конкретной Т˚;
относительная влажность – отношение абсолютной к максимальной влажности в %
дефицит насыщения – разность между максимальной и абсолютной влажностью воздуха.
Наибольшее гигиеническое значение имеет относительная влажность воздуха: чем она ниже, тем меньше воздух насыщен водяными парами и тем интенсивнее испаряет пот с поверхности тела, что усиливает теплоотдачу. Нормальная относительная влажность – 30-60%.
Движение воздуха. Воздух почти всегда находится в движении из-за неравномерного нагревания. И это движение хаpaктеризуется 2 показателями: направлением и скоростью. Спортивные сооружения располагают с наветренной стороны по отношению к основным источникам загрязнения воздуха. Для определения направления ветра применяется роза ветров. Роза ветров строится следующим образом: на схему наносятся основные румбы, определяется их центр пересечения. По линиям румба откладываются отрезки, длина которых соответствует числу дней с одинаковым направлением ветра; концы отрезков соединяются прямыми линиями.
Скорость движения ветра. Она определяется расстоянием (в метрах), проходимым массой воздуха в единицу времени (за 1с). Гигиеническое значение движения воздуха заключается в его влиянии на тепловой баланс организма. Движение воздуха определяет уровень теплоотдачи путем конвекции и испарения. Наибольший охлаждающий эффект возникает при высокой относительной влажности и низкой Т˚ воздуха. Если же относительная влажность воздуха высока и его Т˚ превышает Т˚ тела, появляется нагревающий эффект. При небольшой относительной влажности движущийся воздух охлаждающе действует на организм за счет испарения. В летнее время благоприятной скоростью ветра считается 1-4 м/с, а при занятиях спортом –2-3 м/с.

Раздел статьи: Гигиена


Теория и методика физической культуры 2 |

Теория и методика физической культуры 2 | > Третий этап – Результирующая отработка действия Цель и решаемые задачи Типичные средства и методы третьего этапа Завершающая отработка О О Д Обеспечение стабильности, вариативности и надёжности двигательного навыка Общая регламентация режима упражнений Предупреждение и исправление ошибок Контроль за формированием навыка и его совершенствованием ...

12 12 2025 14:35:37

Хаpaктеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем

Хаpaктеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем  ), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем...

11 12 2025 21:30:18

Физиология спорта

Субъективность здоровья2...

10 12 2025 4:26:23

Афофкис раздел «Печень» |

Афофкис раздел «Печень» | >« Большая медицинская энциклопедия» 1962г.: « Печень - самая крупная железа в организме человека и животных, характеризующаяся чрезвычайно сложной функцией, являясь одновременно органом пищеварения, кровообращения и обмена веществ». Резюме по теме « Печень» Морфология печени Макропроцессы в печеночной дольке « Чудесная сеть» печени Современные подходы к строению печени Желчеобразующая и желчевыделительная функция печени Белковый обмен и печень Углеводный обмен и печень Жировой обмен и печень Пигментный обмен и печень Обмен витаминов и печень Ферментный обмен и печень Обмен гормонов и печень Функции печени Пути эвакуации желчи Глоссарий по теме « Печень» Литература по теме « Печень» ...

09 12 2025 8:58:31

Теория и методика физической культуры 4 |

Теория и методика физической культуры 4 | > Физическое воспитание детей среднего школьного возраста Особенности возрастного развития Задачи физического воспитания Средства физического воспитания Особенности методики физического воспитания ...

08 12 2025 5:11:19

Завершающая отработка ООД

Завершающая отработка ООД  • Всё более избирательная концентрация внимания в процессе выполнения действия не на его деталях, а на решающих операциях...

07 12 2025 17:45:41

Движения с разгоном перемещаемых тел

Движения с разгоном перемещаемых тел  Начальная скорость вылета является той основной хаpaктеристикой, которая закономерно изменяется с ростом спортивного мастерства...

06 12 2025 6:27:48

Содержание образования

Содержание образования  Это специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементарного объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере...

04 12 2025 10:51:27

Физическое воспитание

Физическое воспитание  Цели ФВ: 1) физическое совершенствование; 2) здоровье; 3) формирование привычек здорового образа жизни...

03 12 2025 16:11:44

Врождённый и приобретённый иммунитет

Врождённый и приобретённый иммунитет  К неспецифическим реакциям врожденного типа относится взаимодействие факторов сыворотки крови с поверхностью чужеродных частиц (микроорганизмов), что облегчает их захват фагоцитами...

02 12 2025 6:54:10

Методы педагогических исследований

Методы педагогических исследований  Можно говорить о системе методов педагогических исследований...

01 12 2025 17:10:54

Влияние массажа на нервную систему

Влияние массажа на нервную систему  Грановской (1960 г...

30 11 2025 15:19:52

Текущее планирование

Текущее планирование  План включает следующие разделы: 1...

29 11 2025 17:14:40

Хаpaктеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности

Хаpaктеристика средств восстановления и стимуляции  работоспособности  Эти два направления могут играть роль как собственно средств восстановления, так и средств стимулирования работоспособности...

28 11 2025 1:43:20

Особенности методики физического воспитания

Особенности методики физического воспитания  Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазаний и т...

27 11 2025 18:32:27

Формирование интереса к профессиональной педагогической деятельности учителя ФК

Формирование интереса к профессиональной педагогической деятельности учителя ФК  Профессиональная ориентация – это процесс ознакомления учащегося с различными профессиями и оказания им помощи в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями...

25 11 2025 22:58:42

Теории разнообразия антител

Теории разнообразия антител  В рамках этих взглядов набор генов , необходимый для обеспечения синтеза антител самой разнообразной специфичности, не возникает вновь за счёт мутационных изменений в онтогенезе, а имеется в готовом виде и передаётся из поколения в поколение...

24 11 2025 7:48:26

Конвенция о правах ребенка (20.11.89) |

Конвенция о правах ребенка (20.11.89) | align="right"> Раздел статьи: Введение в педагогику ...

21 11 2025 2:24:53

Проводящая система сердца

Проводящая система сердца  К проводящей системе сердца относятся: синусовый узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гисса, ножки пучка Гисса, волокна Пуркинье...

20 11 2025 18:14:40

Основы спортивной тренировки 3 |

Основы спортивной тренировки 3 | > Структура многолетней подготовки Факторы, от которых зависит структура многолетней подготовки Первый этап – этап начальной подготовки ~ 10 - 12 лет Второй этап – этап предварительной базовой подготовки ~ 13 - 15 лет Третий этап – этап специализированной базовой подготовки ~ 16 - 19 лет Четвертый этап – этап максимальной реализации индивидуальных возможностей ~ 20-25 лет Пятый этап – этап сохранения высших спортивных достижений ~ 26 - 30 лет Основные направления интенсификации тренировочного процесса в многолетней подготовке ...

19 11 2025 11:29:25

Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы

Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы  Если внутри выделенных фаз рассмотреть более подробно хаpaктер двигательных действий, то каждую из фаз можно разделить следующим образом: • в фазе опоры есть подфаза амортизации и подфаза активного отталкивания ногой; • в фазе переноса маховой ноги выделяются подфазы маха назад и маха вперёд...

18 11 2025 14:55:18

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня  развития координационных способностей  В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем (как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека)...

17 11 2025 21:32:23

Управление формированием ориентировочной основой действия (ООД)

Управление формированием ориентировочной основой действия (ООД)  Эффективности процесса обучения двигательным действиям способствует разработка инструкции, передаваемой обучаемым в письменном виде с указанием не только двигательных задач и способов их решения, но и типичных ошибок, способов их предупреждения и исправления...

16 11 2025 11:54:53

Методика построения тренировочных занятий

Методика построения тренировочных занятий  В подготовительной части: разминка, вpaбатывание – выход на необходимую функциональную активность систем и органов спортсмена...

14 11 2025 8:14:38

Маточный цикл |

Маточный цикл | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

13 11 2025 1:27:54

Гигиена питания

Гигиена питания  Питание – сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей организма, регуляции физиологических функций организма...

12 11 2025 17:26:49

Формирование интереса к профессиональной педагогической деятельности учителя ФК |

Формирование интереса к профессиональной педагогической деятельности учителя ФК | >• профпросвещение – формирование у учащегося положительного отношения к труду учителя Ф К (тренера по И В С);• профинформация – ознакомление учащегося с деятельностью учителя Ф К, тренера; с кругом профессий в области Ф К и С (менеджер по спорту, методист по спорту, инструктор по спорту);• профагитация – доведение до сознания учащегося общественной значимости труда учителя Ф К, тренера;• профпропаганда – привлечение учащегося к оформлению наглядности по профориентации и методического кабинета;• профдиагностика – всестороннее изучение личности учащегося: интересы, мотивация, индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер и т.д.), занятость в свободное время.• профвоспитание1. Оказание помощи в приобретении З У Н и развитие у учащегося склонностей и способностей путем включения их в практическую деятельность по профилю выбранной специальности (проведение спортивного занятия, тренировки, участие в проведении внеклассных спортивных мероприятий), при этом реализуется один из принципов психологии развитие личности в деятельности.2. Формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, благодаря качественно проведенным занятиям и спортивным мероприятиям.3. Формирование личностных качеств, включающих следующие компоненты:- профессионально-педагогический: интерес к профессии, к Ф К и С, любовь к детям, значимые мотивы выбора профессии, качества личности (педагогический такт, принципиальность, справедливость);- мировоззренческий проявляется в моральных качествах, в осознании общественного долга, ответственности, общественной активности;- познавательный направлен на овладение знаниями, на стремление к самосовершенствованию, на творческое отношение к работе и учебе.4. Формирование у учащегося аналитического подхода к выбору профессии на основе оценки своих способностей.• профконсультацииа) ознакомление с требованиями, предъявляемыми к личности учителя Ф К, тренера.б) оказание помощи в выборе конкретной специальности, в выборе физкультурного учебного заведения.• профадаптация - осуществление контроля и помощи выпускникам в овладении профессией в процессе учебы в физкультурном вузе. Важную роль в ориентации учащихся на педагогическую деятельность играет личность педагога. Учитель Ф К, тренер являет собой агитационный «плакат», призывающий к выбору именно его профессии (... или отталкивающий). Спортивные наставники призваны помочь разрешить юным спортсменам вопрос «кем быть?» и показать им «какими они должны быть».« Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика». ( В. А. Сухомлинский). Работа по профессиональной ориентации в вузе на учительскую профессию может эффективно осуществляться по направлениям:1. согласованное и преемственное взаимодействие школы и педагогического вуза по профессиональной ориентации школьников и студентов;2. выполнение студентами дифференцированных корректировочных программ по профориентации с учетом типологических особенностей, характеризующихся наличием довузовского опыта педагогической деятельности и мотивов выбора профессии учителя;3. вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора учительской профессии. Таким образом, подготовка к профессии учителя должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжается в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении. ...

10 11 2025 17:36:36

Особенности возрастного развития в среднем школьном возрасте

Особенности возрастного развития в среднем школьном возрасте  А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет, в среднем на 7 см...

09 11 2025 17:22:33

Биомеханическая хаpaктеристика гибкости

Биомеханическая хаpaктеристика гибкости  Если доступна большая амплитуда движений, значит мышцы-антагонисты легко растягиваются и оказывают меньшее сопротивление мышцам агонистам, сокращение которых обеспечивает выполнение упражнения...

08 11 2025 12:37:12

Светопроведение и преломление (рефpaкция) света

Светопроведение и преломление (рефpaкция) света  Наружная–склера, она непрозрачная, впереди переходит в прозрачную роговицу...

07 11 2025 8:49:19

Локомоторные движения

Локомоторные движения  У всех локомоторных движений общая двигательная задача – усилиями мышц передвигать тело человека относительно опоры или среды...

06 11 2025 3:57:16

Направленность на максимальные достижения, углублённая специализация и индивидуализация

Направленность на максимальные  достижения, углублённая специализация и индивидуализация  Следствием руководства этим принципом является непрекращающийся рост мастерства спортсменов и спортивных рекордов...

05 11 2025 17:40:27

Содержательные основы оздоровительной физической культуры

Содержательные основы оздоровительной  физической культуры  Термин рекреация означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований...

04 11 2025 13:28:31

Понятие дыхания |

Понятие дыхания | align="right"> Раздел статьи: Лекции о дыхании ...

03 11 2025 21:33:19

Сила действия человека

Сила действия человека  Сила действия человека может быть представлена в виде вектора (→) и определена указанием: 1) направления, 2) величины (скалярной), 3) точки приложения...

01 11 2025 20:59:11

Светопроведение и преломление (рефракция) света |

Светопроведение и преломление (рефракция) света | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Сенсорные системы» ...

31 10 2025 16:12:33

Регуляция работы сердца

Регуляция работы сердца  Самый первый и элементарный уровень регуляции – внутрисердечный...

29 10 2025 19:12:37

Теория и методика физической культуры 4

Теория и методика физической культуры 4  Теория и методика физической культуры 4 | ...

28 10 2025 0:10:50

Овогенез

Овогенез  При этом образуются примордиальные фолликулы, располагающиеся в глубоких слоях коркового вещества яичника...

27 10 2025 8:58:50

Силы трения покоя и скольжения

Силы трения покоя и скольжения  Пусть к одному из тел приложена небольшая сила (F), направленная по касательной к соприкасающимся поверхностям...

25 10 2025 5:51:38

Оперативное управление

Оперативное управление  Управлению на основе данных оперативного контроля подлежат такие хаpaктеристики параметров тренировочной нагрузки, как продолжительность и количество отдельных упражнений, интенсивность работы при их выполнении, продолжительность пауз между отдельными упражнениями и т...

24 10 2025 15:37:16

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::