Модели соревновательной деятельности > Русский спорт - научная база
+7(977)9328978 Русский спорт - научная база    


Модели соревновательной деятельности

Модели соревновательной деятельности

Модели соревновательной деятельности, достижение которых связано с выходом спортсмена на уровень заданного результата, является тем системообразующим фактором, который определяет структуру и содержание процесса подготовки на данном этапе спортивного совершенствования.

При формировании моделей соревновательной деятельности выделяют наиболее существенные для данного вида спорта хаpaктеристики соревновательной деятельности, которые носят относительно независимый хаpaктер. Применительно к различным группам видов спорта целесообразно ориентироваться на следующие важнейшие хаpaктеристики соревновательной деятельности.

1. Циклические виды спорта с проявлением выносливости:

• график прохождения дистанции (время и скорость прохождения отдельных отрезков);

• темп движений на отдельных отрезках дистанции;

• длина «шага» на этих отрезках;

• разница между измеряемыми хаpaктеристиками на отдельных отрезках дистанции.

2. Циклические спринтерские виды спорта:

• график прохождения дистанции (время и скорость прохождения отдельных отрезков, в том числе старта, стартового ускорения, финиша);

• темп движений на отдельных отрезках дистанции;

• длина «шага» на этих отрезках;

• максимальная скорость на дистанции. 

3. Скоростно-силовые виды спорта (на примере прыжков и метаний):

• хаpaктеристика разбега, разгона снаряда (его величина; количество шагов, поворотов; скорость на последнем шаге, повороте и др.);

• направление финального усилия (угол подъёма, выпуска снаряда, угол отталкивания и др.).

4. Сложнокоординационные виды спорта:

• количество элементов высшей сложности;

• количество сверхсложных элементов;

• коэффициент трудности;

• средняя оценка на главных соревнованиях.

5. Единоборства:

• эффективность атакующих и защитных действий;

• активность атакующих и защитных действий;

• объём атакующих и защитных действий;

• разнообразие атакующих и защитных действий.

6. Спортивные игры:

• эффективность атакующих и защитных действий;

• активность атакующих и защитных действий;

• разнообразие атакующих и защитных действий.

7. Стрелковые виды спорта:

• результаты по сериям;

• время удержания;

• время прицеливания;

• количество вскидок (в первой и последней сериях);

• разброс от среднего;

• сохранение средней точки попадания.

8. Многоборье:

• соотношение очков в разных видах многоборья;

• компоненты соревновательной деятельности в отдельных видах многоборья.

В качестве примера обобщённых моделей соревновательной деятельности в беге на дистанцию 100 м могут служить модели для результата 9,90 с, разработанные на основе анализа выступлений сильнейших спринтеров мира 1988 – 2003 гг. (см. табл. 1).

Таблица. Оценка специальной беговой подготовленности спринтера

Показатели

30м

с хода, с

20 м

со старта, с

60 м

со старта, с

100 м

со старта

(± 0,1 с)

200 м

со старта

(± 0,2 с)

2.5

2,6

2,7

2,8

2,9
3,5

3,6

3,7

3,8

3,9
6,4

6,5

6,6

6,7

6,85
9,9

10,0

10,3

10,5

10,8
20,0

20,4

21,0

21,4

22,0

Обобщённые модели соревновательной деятельности находят развитие в групповых и индивидуальных моделях, которые строятся на основе анализа функциональной подготовленности спортсмена, его технико-тактической оснащённости, психологических особенностей, ситуации, сложившейся в соревнованиях, и могут существенно отличаться от обобщённых.

Раздел статьи: Теория и методика избранного вида спорта


Классификация видов спорта

Классификация видов спорта  «Олимпийская квалификация» Наиболее распространённые виды спорта включены в программу летних и зимних Олимпийских игр...

03 12 2025 20:19:28

Гигиена питания

Гигиена питания  Питание – сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей организма, регуляции физиологических функций организма...

02 12 2025 14:58:26

В-лимфоциты. Гумopaльный иммунитет

В-лимфоциты. Гумopaльный иммунитет  В плазмоцитах происходит синтез антител-иммуноглобулинов...

01 12 2025 17:59:43

Отношения родителей и детей

Отношения родителей и детей  Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей возникают, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом; недостаточно бережно относятся к секретам детей; не поспевают за динамизмом развития детей; «фальшивят» в тоне разговора; не умеют входить в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний, без нервозности и предубеждений...

30 11 2025 8:29:59

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте

Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте  Раздел статьи: Теория и методика физической культуры ...

29 11 2025 5:59:33

Стратегия развития образования на современном этапе

Стратегия развития образования на современном этапе  Интернационализация образования, которая включает компьютеризацию, использование глобальных компьютерных сетей, гуманизация и гуманитаризация образования (например, интернет, дистантное обучение)...

28 11 2025 22:57:12

Физическое воспитание в России

Физическое воспитание в России  Россия явилась родиной передового учения о физическом воспитании, которое создали Петр Францевич Лесгафт и его ученики и его ученики и последователи...

27 11 2025 7:10:48

Оздоровительное, образовательное и воспитательное значение физических упражнений

Оздоровительное, образовательное и  воспитательное значение физических упражнений  Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, сердечно-сосудистых заболеваниях и т...

26 11 2025 9:52:41

Содержание и форма физического упражнения

Содержание и форма физического упражнения  Выполнение упражнения означает переход на тот или иной уровень его функциональной активности...

25 11 2025 8:51:37

Утомление

Утомление  Теория закисления, метаболитов2...

24 11 2025 21:58:42

Движения с разгоном перемещаемых тел

Движения с разгоном перемещаемых тел  Начальная скорость вылета является той основной хаpaктеристикой, которая закономерно изменяется с ростом спортивного мастерства...

23 11 2025 13:52:19

Кинематические хаpaктеристики движений

Кинематические хаpaктеристики движений  Прострaнcтвенно техника физических упражнений хаpaктеризуется рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата человека, обеспечивающим: целесообразное исходное положение перед началом движений, оперативную позу в процессе его выполнения и соблюдение оптимальной траектории движений...

22 11 2025 14:42:20

Контроль за соревновательными воздействиями

Контроль за соревновательными воздействиями  Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%...

21 11 2025 17:42:12

Развитие образования в средние века (V – XVII века)

Развитие образования в средние века (V – XVII века)  Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному...

20 11 2025 3:55:38

Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»  Физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры...

19 11 2025 6:26:41

Эффект упражнения

Эффект упражнения  Рис...

18 11 2025 23:36:12

Химический состав воздуха

Химический состав воздуха  В покое человек поглощает 0,3 л/мин...

17 11 2025 23:48:52

Центр масс тела. Равновесие. Масса тела

Центр масс тела. Равновесие. Масса тела   Центр масс тела. Равновесие. Масса тела | ...

15 11 2025 11:40:18

Формы обучения |

Формы обучения | >• По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, индивидуальные.• По месту учебы: школьные (уроки, учебные занятия, работа на пришкольном участке, в лаборатории) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).• По длительности времени обучения: классический урок (40 – 45 минут), спаренное занятие (90 минут), занятие произвольной продолжительности «без звонков». На различных этапах развития общества находили применение следующие четыре формы обучения. Индивидуальная форма обучения. Это такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки, отметить успехи; учет индивидуального темпа усвоения учебного материала, способностей. Групповая форма обучения. Предполагает работу учащихся в группах по 3 – 6 человек и наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ, при отработке навыков. задания. Лекционно – семинарская форма обучения. Данная форма обучения предусматривает более высокий уровень обучения, характерна для вузов. Виды учебных занятий. Лекция – основная форма передачи большого объема систематизированной информации (продолжительностью 80 – 90 минут). Она призвана дать целостное, отчетливое и доказательное представление об изучаемой проблеме. Практическое (семинарское) занятие направлено на углубление и закрепление знаний под руководством преподавателя, на обсуждение результатов самостоятельного изучения учащимися (студентами) темы. Кроме лекций, семинарских и практических занятий существуют и другие, так называемые вспомогательные формы организации учебной работы: экскурсии, конференции, факультативы и курсы по выбору, консультации, тренинги, собеседования, экзамены, зачеты.  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Классно – урочная форма обучения.  Это наиболее распространенная форма обучения в школе, возникшая в 17 веке. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практику Я. А. Коменский. Это наиболее экономичная система, она обеспечивает доступность, последовательность, прочность обучения, а учитель является руководителей учебно – воспитательного процесса. Она является специфической формой организации учебной работы, состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по классам, занятия с ними проводятся поурочно, по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом. Недостатки классно – урочной формы: трудность в учете индивидуальных особенностей учащихся, в организации индивидуальной работы; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью. Классно – урочная система имеет следующие формы: основная форма – урок и традиционные формы – домашняя работа, экскурсии, факультативы, общественно полезный труд, внеклассная работа (кружки, конкурсы, олимпиады, выставки). ...

14 11 2025 19:40:26

Сравнение структуры основных отделов пищеварительного тракта человека (таблица) |

Сравнение структуры основных отделов пищеварительного тракта человека (таблица) |  Мышечная пластинка слизистой оболочки Некоторое количество слизистых желез имеется Многочисленные желудочные железы имеется Кишечные и выраженные лимфатические сосуды имеется Трубчатые железы имеется Подслизистая оболочка...

13 11 2025 5:40:47

Сила действия человека

Сила действия человека  Сила действия человека может быть представлена в виде вектора (→) и определена указанием: 1) направления, 2) величины (скалярной), 3) точки приложения...

11 11 2025 16:21:13

Факторы развития личности

Факторы развития личности  Наследственность - это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития...

10 11 2025 14:16:45

Средства и методы развития гибкости

Средства и методы развития гибкости  Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) – задача упражнений на растягивание...

09 11 2025 1:15:26

Педагогическая деятельность тренера

Педагогическая деятельность тренера  Цели работы тренера:1...

08 11 2025 11:28:24

Быстрота

Быстрота  • Время двигательной реакции – латентный (скрытый) период простой( без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект(РДО)• Максимальный темп движенийОценка времени двигательной реакции (ВДР) производится от момента подачи сигнала до ответного действия...

07 11 2025 13:42:48

Формы воспитания

Формы воспитания  д...

06 11 2025 14:39:33

Допинг

Допинг  Активная борьба с допингами началась после Олимпиады в 1960 году в Риме, погиб Енсен датский велогонщик, применивший прямо на дистанции велогонки амфетамин...

05 11 2025 22:53:52

Общеметодические принципы физического воспитания

Общеметодические принципы физического воспитания  Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность...

04 11 2025 19:48:39

Теория и методика физической культуры 2 |

Теория и методика физической культуры 2 | > Третий этап – Результирующая отработка действия Цель и решаемые задачи Типичные средства и методы третьего этапа Завершающая отработка О О Д Обеспечение стабильности, вариативности и надёжности двигательного навыка Общая регламентация режима упражнений Предупреждение и исправление ошибок Контроль за формированием навыка и его совершенствованием ...

03 11 2025 0:48:25

Пептидные гормоны. Бета-блокаторы

Пептидные гормоны. Бета-блокаторы  Главным побочным эффектом применения этого препарата является развитие гипергликемии, расширение внутренних органов, увеличения языка, утолщение и огрубление кожи...

02 11 2025 7:50:55

Средства воспитания |

Средства воспитания | align="right"> Раздел статьи: Педагогика. Воспитание ...

01 11 2025 17:45:28

Тканевые гормоны

Тканевые гормоны  д...

31 10 2025 19:34:43

План-конспект урока

План-конспект урока    При разработке содержания урока по физической культуре необходимо: • Определить средства и методы решения каждой из задач урока...

30 10 2025 3:23:14

Влияние массажа на общий обмен веществ

Влияние массажа на общий обмен веществ  В свою очередь расщепление энергосубстратов возможно только после их предварительного синтеза организмом...

29 10 2025 16:44:41

Адаптация и проблемы рациональной подготовки спортсменов

Адаптация и проблемы рациональной подготовки спортсменов  Соревнования, особенно главные (Олимпийские игры, чемпионаты мира, крупнейшие международные региональные соревнования), связаны не только с предельными физическими нагрузками, но и с наличием экстремальных условий (жёсткая конкуренция, сложные климатические и погодные условия, особенности судейства, поведение зрителей), определяющих формирование адаптационных реакций...

28 10 2025 23:34:30

Цель, объект и виды управления

Цель, объект и виды управления  Управление системой, противодействие влияющим на неё факторам дезорганизации осуществляется естественными, самой системе присущими средствами и механизмами...

27 10 2025 11:36:18

Маточный цикл |

Маточный цикл | align="right"> Раздел статьи: Афофкис раздел « Репродуктивные функции» ...

25 10 2025 0:19:19

Положение о соревнованиях

Положение о соревнованиях  Хорошо организованные и проведенные соревнования позволяют показывать более высокие спортивно – технические результаты, оказывают организующие воздействие на участников и зрителей...

24 10 2025 17:42:10

Стимуляторы

Стимуляторы  Их стимулирующее действие в значительной мере связано на стволовую часть мозга...

23 10 2025 9:53:55

Влияние массажа на различные системы организма

Влияние массажа на различные системы организма  Такая мышца не может считаться вполне здоровой...

21 10 2025 14:28:27

Силы трения покоя и скольжения

Силы трения покоя и скольжения  Пусть к одному из тел приложена небольшая сила (F), направленная по касательной к соприкасающимся поверхностям...

20 10 2025 15:52:33

Роль пoлoвых желез в организме

Роль пoлoвых желез в организме  Во-вторых, в составе пoлoвых желез находятся особые комплексы, связанные с эндокринной функцией...

19 10 2025 20:19:55

Общепедагогические методы

Общепедагогические методы  Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными...

18 10 2025 2:52:19

Структура координационных способностей

Структура координационных способностей  Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах, то есть там, где двигательная деятельность хаpaктеризуется особенно большим разнообразием и повышенной координационной сложностью...

17 10 2025 9:13:39

Игровой метод

Игровой метод  Игровой метод в физическом воспитании хаpaктеризуют следующие особенности: • Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии...

15 10 2025 15:53:18

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::