Методы педагогических исследований > Русский спорт - научная база
Русский спорт - научная база    


Методы педагогических исследований

Методы педагогических исследований

Методы исследованияэто способы познания объективной действительности, с помощью которых наука добывает информацию о предмете, анализирует и обpaбатывает данные. Педагогические исследования должны быть:
• спланированы и организованы;
• не приносить вреда здоровью;
• не противоречить нравственным нормам;
• выводы формулируются в обобщенной форме;
• конечная цель: установление закономерности.
Для педагогических исследований применяются разнообразные методы. Можно говорить о системе методов педагогических исследований. Эта система представляет собой совокупность, которая условно подразделяется на всеобщую и специальную группы.
Всеобщая группа методов включает в себя исторические, логические и философские методы.
Специальная группа методов – это наблюдение, опрос, анкетирование, изучение документации, эксперимент, изучение опыта и др.
Наблюдение специально организованное восприятие исследуемого объекта (процесса) в естественных условиях. Наблюдение планируется, результаты фиксируются, данные обpaбатываются. Наблюдение должно быть длительным, разносторонним и объективным. Этот метод доступен и распространен, но он не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений.
Опрос. В основе метода лежит процесс получения информации о сторонах или явлениях педагогической пpaктики. К разновидностям опроса относятся беседы и интервью.
Беседа – это возможность проникнуть по внутренний мир, выявить причины поступков, взгляды, мотивы, установки. Сложность методы заключается в умении вести беседу, задавать вопросы, слушать собеседника.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт). Это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса, в точно учитываемых условиях. Этапы педагогического эксперимента: постановка научной гипотезы, планирование, организация и проведение, анализ данных и вывод (интерпретация полученных результатов). Основные виды эксперимента:
• естественный эксперимент – проводится без нарушения типичного режима, так например, проверяются новые учебники, программы, учебный планы.
• лабораторный эксперимент – является более строгой формой научного исследования (в педагогике применяется редко).
Изучение документации и анализ продуктов деятельности учащихся – документации учебно-воспитательного процесса (учебные и воспитательные программы, учебные планы, отчеты, доклады и пр.) и творческих работ учащихся (домашние и классные работы, сочинения и пр.). Это позволяет установить причинно-следственные связи, а также индивидуальные особенности учащихся, уровень их развития, интересы и мотивы деятельности.

Изучение передового педагогического опыта представляет собой анализ и обобщение нестандартных, творческих систем и методик отдельных педагогов и целых педагогических коллективов. Целью этого метода является также внедрение лучшего в новаторском педагогическом опыте в повседневную пpaктику педагогов.
Анкетирование – метод. С помощью которого исследуют результаты педагогической пpaктики с помощью специально разработанных опросников (содержащих письменные вопросы) для массового сбора материала. Широко в педагогике используется также метод групповой дифференциации (социометрический метод), который направлен на выявление и анализ особенностей внутриколлективных отношений.
Тестированиецеленаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, которое позволяет измерить изучаемые хаpaктеристики педагогического процесса (тесты успеваемости, элементарных умений, диагностика уровня обученности и т.п.)
Моделированиемысленное представление или материально воплощенные системы, адекватно отображающие предмет исследования и способные его замещать таким образом, что изучение модели позволяет раскрыть новые знания об объекте. Применяется в теории и пpaктике обучения для управления познавательной деятельностью обучаемых, оптимизации структуры учебного материла, улучшения планирования и т.д.
Математические и статистические методы используются в педагогике для обработки и осмысления полученных данных, их анализа для определенных выводов и фактов.

Раздел статьи: Введение в педагогику


Биомеханические требования к специальным силовым упражнениям

Биомеханические требования к специальным силовым упражнениям  Однако в этом упражнении ни амплитуда движения, ни, что ещё более важно, акцентируемый участок движения не соответствует таковым в беге и прыжках...

28 02 2024 13:28:14

«Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки

«Внешняя» и «внутренняя» стороны тренировочной нагрузки  Интенсивность нагрузки (качественная сторона нагрузки) определяется скоростью преодоления дистанции, величиной преодолеваемого отягощения или сопротивления, темпом движений, плотностью выполнения упражнений в занятии...

27 02 2024 14:19:13

Динамика вращательного движения материальной точки и твёрдого тела

Динамика вращательного движения материальной точки и  твёрдого тела  Центростремительной силой называется проекция равнодействующей силы на тот радиус окружности, на котором в данный момент находится тело...

25 02 2024 9:25:15

Оздоровительное, образовательное и воспитательное значение физических упражнений

Оздоровительное, образовательное и  воспитательное значение физических упражнений  Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, сердечно-сосудистых заболеваниях и т...

23 02 2024 3:32:14

Мужская пoлoвая система

Мужская пoлoвая система  Головка содержит ядро, впереди которого расположена структура, получившая название акросома...

22 02 2024 7:33:58

ТиМФВ как учебная дисциплина

ТиМФВ как учебная дисциплина  Система знаний по теории и методике физического воспитания включает ряд частных разделов, отражающих её отдельные стороны...

21 02 2024 11:47:34

Непрерывность тренировочного процесса

Непрерывность тренировочного процесса  Поэтому последующие занятия в микроциклах и мезоциклах могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и на фоне частичного недовосстановления...

20 02 2024 2:34:51

Регуляция деятельности желёз внутренней секреции |

Регуляция деятельности желёз внутренней секреции | align="right"> Раздел статьи: Лекции о гормонах ...

19 02 2024 5:32:50

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня  развития координационных способностей  В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем (как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека)...

18 02 2024 21:44:18

Профессиональная пригодность и педагогические способности |

Профессиональная пригодность и педагогические способности | >1. Дидактические: С. доступно, ясно, интересно передавать материал, повышать активность, самостоятельность.2. Академические: С. к учебному предмету, стремление к глубокому познанию предмета и достижений в этой области.3. Перцептивные: С. стремление проникнуть во внутренний мир ученика, понимание его личности и состояния.4. Речевые: С. ясно выражать свои мысли и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения.5. Организаторские: С. организовать учеников, собственную деятельность, сформировать коллектив, воодушевить на решение задач.6. Авторитарные: С. эмоционально-волевым влиянием добиваться авторитета.7. Коммуникативные: С. к общению с учениками, коллегами, родителями; умение найти подход, наладить контакты.8. Педагогическое воображение: С. предвидеть последствия педагогической деятельности, прогнозировать, предугадывать, что может «получиться» из учеников.9. Аттенционные: С. распределить внимание между несколькими видами деятельности (учителю необходимо следить за изложением учебного материала, «видеть» учеников, их поведение, реакцию, признаки утомления, следить за дисциплиной, за собственным поведением.10. Двигательные: С. правильно выполнять и показывать физические упражнения, выполнять страховку. ...

17 02 2024 19:39:31

Развитие образования в средние века (V – XVII века) |

Развитие образования в средние века (V – XVII века) | > Мальчики при дворе сюзерена с 7 до 14 лет служили пажами при жене феодала, с 14 до 21 - оруженосцами при феодале, в 21 год – посвящались в рыцари. В основе содержания образования лежали «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, фехтование, охота, метание копья, шахматы, игра на музыкальном инструменте. Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному. Рыцари также не обязаны были овладевать грамотой. ...

16 02 2024 9:38:47

Единство и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки

Единство и взаимосвязь общей и специальной физической подготовки  Чем шире круг двигательных умений и навыков, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее...

15 02 2024 2:36:45

Хаpaктеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем

Хаpaктеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем  ), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем...

14 02 2024 5:22:31

Хаpaктеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности

Хаpaктеристика средств восстановления и стимуляции  работоспособности  Эти два направления могут играть роль как собственно средств восстановления, так и средств стимулирования работоспособности...

13 02 2024 16:28:17

Пептидные гормоны. Бета-блокаторы

Пептидные гормоны. Бета-блокаторы  Главным побочным эффектом применения этого препарата является развитие гипергликемии, расширение внутренних органов, увеличения языка, утолщение и огрубление кожи...

12 02 2024 5:41:55

Выносливость. Утомление и его биомеханические проявления

Выносливость. Утомление и его биомеханические проявления  Специалисты выделяют следующие виды утомления: • локальное (например, усталостные явления в биомеханическом звене: кисти, стопе и т...

11 02 2024 1:25:25

Методы воспитательной работы |

Методы воспитательной работы | style="text-align: justify;"> Метод убеждения. Убеждать, значит так воздействовать на сознание и поведение человека, чтобы у него формировались способности поиска истинности миропонимания. В процессе убеждения идеи и нормы, выработанные обществом, превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, в руководство к действию. ...

10 02 2024 15:30:38

Теория и методика избранного вида спорта 2

Теория и методика избранного вида спорта 2  Теория и методика избранного вида спорта 2 | ...

07 02 2024 8:50:24

Сила

Сила  Сила | ...

06 02 2024 10:27:33

Тактическая подготовка в разных структурных образованиях тренировочного процесса

Тактическая подготовка в разных структурных образованиях  тренировочного процесса  На первом и втором этапах многолетней подготовки (13 – 16 лет) тактическое совершенствование является второстепенной задачей, так как решаются лишь наиболее общие вопросы тактической подготовки, относящиеся к теоретической и пpaктической части совершенствования...

05 02 2024 9:37:16

Жиры

Жиры  При окислении 1 г жира в организме человек получает 9,3 ккал энергии, больше, чем при окислении углеводов и белков...

04 02 2024 21:32:15

Неспецифические гумopaльные защитные механизмы

Неспецифические гумopaльные защитные механизмы  Начальную активацию системы комплемента вызывают комплексы антиген- антитело и бактериальные агенты...

03 02 2024 17:27:39

Влияние массажа на нервную систему

Влияние массажа на нервную систему  Грановской (1960 г...

02 02 2024 4:31:14

Общеподготовительные упражнения

Общеподготовительные упражнения  Специализированные средства (соревновательные и специально-подготовительные упражнения) с одной стороны оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов...

01 02 2024 21:16:54

Нововведения в лыжных гонках на Урале и во всем мире

Нововведения в лыжных гонках на Урале и во всем мире  Тур разделен на четыре этапа, которые проводились в Североуральске (Свердловская область), Югорске (ХМАО-Югра) и Ханты-Мансийске (ХМАО-Югра)...

31 01 2024 6:54:27

Основы спортивной тренировки 3

Основы спортивной тренировки 3  Основы спортивной тренировки 3 | ...

29 01 2024 0:45:55

Двигательный навык

Двигательный навык  Так занимающиеся сосредотачивают своё внимание во время во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах – на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании, при метаниях – на выполнении мощного финального усилия, то есть на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия...

28 01 2024 21:23:38

Понятие о дидактике и сущность процесса обучения |

Понятие о дидактике и сущность процесса обучения | >• Процесс обучения носит двухсторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся, должна существовать обратная связь.• Процесс обучения осуществляется под руководством педагога.• Процесс обучения носит целенаправленный, планомерный и организованный характер.• Процесс обучения строится в соответствии с закономерностями возрастного развития учащихся.• Процесс обучения является целостной системой.• Процесс обучения носит воспитывающий и обучающий характер. Сущность обучения – приобретение З У Н.  (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); ...

27 01 2024 23:47:50

Органы иммунитета

Органы иммунитета  размножение, развитие и созревание клеток крови в организме животных и человека в результате последовательных изменений...

26 01 2024 4:46:24

Средства физического воспитания детей школьного возраста

Средства физического воспитания детей школьного возраста  Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи...

25 01 2024 7:32:32

Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков  Все показатели здоровья взаимосвязаны взаимообусловлены...

24 01 2024 23:33:35

Потенциальная и кинетическая энергия. Понятие «механическая работа»

Потенциальная и кинетическая энергия. Понятие «механическая работа»  Следовательно, при выполнении работы энергия в системе уменьшается...

23 01 2024 13:33:22

Пигментный обмен и печень

Пигментный обмен и печень  И образуется зеленый биливердин...

22 01 2024 12:25:48

Правила соревнований

Правила соревнований  Правила соревнований определяют состав судейской коллегии и должностные обязанности ее члeнов во время проведения соревнований...

21 01 2024 23:55:24

Процесс, особенности и цели воспитания |

Процесс, особенности и цели воспитания | >• Целенаправленный процесс. Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющие формирование личности.• Взаимодействие. Процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели.• Многофакторность. В процессе воспитания проявляются объективные факторы (условия, в которых личность живет и формируется) и субъективные (внутренние потребности личности, индивидуальные особенности личности).• Динамичность, подвижность, изменчивость.• Длительность. По сути воспитательный процесс длится всю жизнь.• Непрерывность. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.• Комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.• Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, а также уровнем профессиональной подготовленности воспитателя, его мастерством, умением руководить процессов.• Двусторонний характер. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю (прямая и обратная связь). ...

19 01 2024 19:50:57

Электрофизиологические свойства сердца

Электрофизиологические свойства сердца  Помещают на поверхности клетки, в межклеточном прострaнcтве...

18 01 2024 21:43:23

Хаpaктеристика гибкости

Хаpaктеристика гибкости  Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивая путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений...

17 01 2024 21:21:38

Углеводы

Углеводы  Неусвояемые – балластные, пищевые волокна, играют огромную роль в поддержании нормальной регуляции пищеварения...

16 01 2024 8:23:50

Физиологические обоснования принципов спортивной тренировки

Физиологические обоснования принципов спортивной тренировки  Небольшие нагрузки, не достигающие порогового значения, прироста адаптации не дают...

15 01 2024 15:12:20

Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы

Биомеханика ходьбы и бега. Разделение на фазы  Если внутри выделенных фаз рассмотреть более подробно хаpaктер двигательных действий, то каждую из фаз можно разделить следующим образом: • в фазе опоры есть подфаза амортизации и подфаза активного отталкивания ногой; • в фазе переноса маховой ноги выделяются подфазы маха назад и маха вперёд...

14 01 2024 19:52:44

Пищеварение в желудке

Пищеварение в желудке  Главные клетки секретируют пищеварительные ферменты, обкладочные – соляную кислоту, а добавочные – слизь...

13 01 2024 13:30:27

Требования к показателям, используемым в контроле

Требования к показателям, используемым в контроле  Поэтому, учет специфических особенностей вида спорта имеет первостепенное значение для выбора показателей, используемых в контроле...

12 01 2024 8:40:43

Нагрузка в занятии

Нагрузка в занятии  Таблица № 1...

10 01 2024 2:52:18

Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 ::