Ранее развитие — к пpaктике


Раннее развитие: от теории к реальности
Ранее развитие ребёнка – краеугольный камень сегодняшней системы воспитания. Анализу благоприятных и не очень факторов раннего развития ребёнка мы писали в соответствующей статье, однако сегодня перед нами стоит другая задача.
Мы затронем несколько ключевых факторов, на основе которых должно строиться развитие ребёнка.
Обсудим мы развивающие игры для детей, их многообразие и самое главное – уместность и целесообразность. Сегодняшняя статья ориентирована на ознакомление родителей с фундаментальными принципами развития ребёнка, которые часто выпадают из фокуса внимания, но всё же остаются базовыми в успешном знакомстве ребёнка с миром.
Итак, давайте окунёмся в чудесный мир детства.
Содержание статьи:
Ранее и дошкольное детство – поистине невероятный период в эволюции навыков и умений малыша: совсем недавно беспомощный младенец быстро начинает осваивать окружающий его мир и понимать себя как отдельную особь (извиняемся за излишнее биологизаторство). Но часто родители хотят поскорее увидеть своего ребёнка «первым среди равных»: встаёт закономерный вопрос о том, как развивать ребёнка и при этом не навредить ему в будущем.
Последняя часть вопроса, к сожалению, не редко выпадает из внимания.
Чтобы лучше понимать, о чём идёт речь в статье, давайте определимся с основными понятиями, которыми мы будем пользоваться:
- раннее развитие – такое развитие ребёнка, которое несколько превышает «стандарты» развитие в конкретном возрасте
- форсированное развитие – целенаправленное «ускоренное» развитие ребёнка, которое приводит к раннему развитию (имея при этом и крайне неприятные и далеко идущие последствия)
- физиологический субстрат (биологический) – так или иная часть тела (чаще всего речь идёт о зонах головного мозга), которая позволяет ребёнку осваивать новые навыки и функции
- знаковые системы – все виды систем, которые опосредуют общение человека (алфавит, математические знаки и тому подобное).
Итак, определившись с ключевыми понятиями, давайте посмотрим, как развивать ребёнка «наперёд», при этом не принося ему вреда.
Развитие механических навыков
В большинстве своём речь идёт об обучении ребёнка таким вещам как счёт и цифры, а также обучение алфавиту. Конечно же выучивание алфавита и цифровых знаков – важнейшая вещь в становлении дальнейшего общения, однако есть ли смысл пытаться научить ребёнка использовать знаковые системы в 3-3.5 года?
В принципе, пpaктика показывает, что это не только нецелесообразно, но и зачастую бессмысленно.
Конечно, можно научить ребёнка считать до 10 и вызубрить алфавит, однако задайтесь вопросом: какой будет от этого прок через 8-10 лет? Очевидно, что вообще никакого.
Более того, зачастую обучение ребёнка таким навыкам как счёт и распознавание алфавита происходит исключительно на уровне прямого заучивания. Чем это чревато?
Приведу пример из личной пpaктики, показывающий бессмысленность такого заучивания.
Обследуя дeвoчку 4.3 года, я столкнулся с неподдельным восхищением её матери относительно того, как быстро её дочка выучила цифры и буквы. Действительно, обследование показало сильно развитые способности к запоминанию наглядного и слухового материала. Однако, оставался вопрос – понимала ли дeвoчка, что именно она воспроизводит?
Небольшой экспресс-эксперимент показал, что всё, что Аня (имя изменено) воспроизводит – это исключительно механический процесс, она не понимала смысла цифр и букв. Более того, обнаружилось и неумение контролировать своё внимание (ввиду «заученности»).
Благо, беседа с родителями имела благотворное влияние и уже через 1.5 года дeвoчка (было повторное обследование) с успехом пользовалась своим талантом к запоминанию.
Казалось бы – родители научили ребёнка весьма полезным навыкам, однако реальной пользы от них почти не оказалось, да и возникли проблемы со вниманием. И такие трудности, к сожалению, не редкость в современной пpaктике.
Обнаруживается такая «деформация» развития обычно в первых классах школы. Такие дети, попадая в новые условия, первоначально испытывают некоторое облегчение от смены привычной обстановки (хотя иногда это их очень пугает), но быстро обнаруживаются проблемы, по словам учителей, с послушанием.
Некоторое время институт школы и семьи может пытаться поставить ребёнка «на место» через различные штрафные санкции, но очевидно, что такой подход не даёт результатов.
И зачастую уже попадая к школьному психологу, обнажается истинная проблема – зияющий провал в предыдущей стадии развития, когда детская игра была подменена абсолютно неуместной учебной деятельностью. В новой ситуации ребёнок пытается компенсировать то, чего он не смог получить в отведённое для этого время и отсюда появляются «неусидчивость и непослушание».
И в тоже время становится понятно, что не сам ребёнок принципиально нарушает распорядок дня и требования класса, а сама психофизиология развития пытается максимально быстро наверстать упущенное.
Именно поэтому развивать ребёнка стоит соотносительно его возрасту. О биологической правдивости такой позиции поговорим в следующем абзаце.
Как развивать то, чего нет?
Весьма парадоксальное название вынесено в этот заголовок. Логичный ответ – никак. Чтобы построить дом, необходимо заложить фундамент, а лишь потом приступать к сооружению самого строения.
Тоже самое и с различными детскими навыками, которые нередко форсируются родителями. Безусловно, можно использовать развивающие игры для детей, что представляется оправданным, однако это может напоминать строительство дома без фундамента.
Приведём весьма яркий пример из пpaктики моей коллеги. Изучая развитость высших психических функций у ребёнка, психолог обратил внимание на неумение распределять и концентрировать внимание (именно оно, кстати, чаще всего и страдает первым).
Собственно, именно поэтому родители и обратились к психологу: они пытались понять, как развивать ребёнка в русле формирования высокой внимательности, однако все их усилия оказывали прямо противоположны эффект.
Что бы могло послужить такой регрессии? Давайте объясним.
Внимание – одна из ключевых функций любого здорового человека. Но даже полностью здоровый взрослый может без сбоев удерживать внимание на объекте около 15 минут. Что же говорить о ребёнке?
Родители пытались использовать различные развивающие игры для детей, чтобы построить стены без фундамента. Четырехлетний ребёнок просто не в силах активно управлять вниманием в силу того, что у него для этого нет физиологического субстрата! Мозг ребёнка попросту не готов к тому, чтобы взять внимание под произвольный контроль.
И не усердные занятия, не развивающие игры для детей не способны дать никакого результата пока не созреют корковые структуры.
В конце концов развитие коры мозга заканчивается только в…22-23 года!
О плодотворном развитии
Строго говоря, ранее развитие не всегда непродуктивно, но чрезмерно форсировать его – попросту опасно. Чтобы понимать, что именно можно развивать у ребёнка в конкретный возраст, необходимо понимать тонкости и закономерности обычного развития, уметь выделять ведущую деятельность в том или ином возрасте.
В возрасте 3-6 лет основа ведущей деятельности, на которой можно строить развитие – это игра. В этот период меняются лишь её формы: от индивидуальной к социальной и так далее. В возрасте до 6 лет нет смысла говорить ребёнку, что он «должен контролировать внимание (память, речь, эмоции)».
Пока что ребёнок не очень-то умеет это делать – все основные функции остаются непроизвольными, то есть ребёнок, например, запоминает случайно, а не целенаправленно. Однако можно развивать именно такие «случайные» навыки, ведь на их основе будут строится уже осознанные тактики мыслительной деятельности и поведение.
Вместо того, чтобы заставлять ребёнка повторять числовой ряд (функция припоминания), спросите его, какие у него есть машинки. Так или иначе ему придётся вспоминать, однако в первом случае материал для него не имеет никакого смысла, а во втором – эмоционально окрашен и интересен. Такое непроизвольное воспоминание о значимых вещах/событиях помогает развивать будущую функцию запоминания.
Актуально это для детей 3-4 лет. Уже далее можно использовать развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.
Тоже самое можно проделывать и с вниманием, и с эмоциональной регуляцией, и другими функциями. Внимание можно развивать через поиск тех же «машинок» в комнате – ребёнку это и интересно, и полезно.
Большинство детей, как показывает опыт работы, действительно с радостью будут играться в такие «игры».
О разнообразии игр и их целях
Сегодня невероятный бум мы видим на развивающие игры для детей: полки специализированных магазинов завалены разнообразными товарами, от ковриков для совсем малышей, до специальных мини-игр и устройств для «всестороннего» развития. Как развивать ребёнка, используя такие игры?
Есть ли в них смысл? Ответим на эти вопросы.
Для начала развенчаем миф о том, что все игрушки и игры уникальны и неповторимы. На самом деле это просто маркетинговый ход. Все игры ориентированы на развитие следующих навыков:
- памяти
- внимания
- ориентации в прострaнcтве
- мышления (сопоставление фигур, увязывание понятий и т.п.)
- мелкой моторики и двигательных навыков.
Как правило, все развивающие игры для детей – это лишь вариации различных вариантов реализации определённого набора действий. Плюс разнообразия в том, что можно выбрать то, что понравится ребёнку.
А как понять, что именно развивает та или иная игра?
- Постой способ – поинтересоваться у психолога в детском саду или учебном заведении. Как правило, психологи развития весьма критично относятся к играм и чётко понимают их плюсы и минусы.
- Во-вторых, почитав инструкции по использованию, подумайте, какие навыки будет использовать ребёнок в ходе игры. Иногда это помогает выбрать необходимую игру и избежать ненужных трат.
Более того, не стоит забывать об игрушках, которые вы видели в детских садах раньше. Большинство из них перекочевало в учебные заведения из психологических лабораторий и экспериментальных центров и их надёжность проверена временем.
Например, обычная «пирамидка» из кружков разного диаметра помогает устанавливать ребёнку прострaнcтвенные отношения, а также служит подспудным диагностическим средством в работе психолога.
Не стоит заваливать комнату ребёнка десятками разных игр – надо выбирать интересные ему и ориентированные на развитие разных навыков. В пpaктике я не раз сталкивался с детьми, чьи родители покупали самые разные игрушки и игры, думая, что всесторонне развивают малыша, а по факту оказывалось, что большая часть игр ориентирована на какие-то одни и те же функции.
Есть в этом и прагматический аспект – экономия средств.
Казалось бы, всё вышеописанное говорит о том, что успешное развитие требует специальных навыков. В коей-то мере это так и есть, однако о том, чтобы понять, как развивать ребёнка, совсем не обязательно быть специалистом по развитию. Достаточно знать следующие ключевые параметры:
- как созревает мозг
- ведущая деятельность возраста
- классические нормативы развития.
Благо, сегодня есть много научной и популярной литературы по этим вопросам. Зная то, что у ребёнка уже есть, всегда можно понять, как это улучшить. Также не стоит пренебрегать рекомендациями специалистов из учебных заведений.
Зачастую простым и регулярным наблюдением за игровой деятельностью детей психолог может подметить «проблемные» места ребёнка. На их основе вполне себе могут быть выработаны конкретные рекомендации по направлению развития ребёнка или приостановки чрезмерных нагрузок на ребёнка.
Важно понимать, что перегрузка ребёнка в возрасте до 8-9 лет (да и далее тоже) может приводить к тому, что у малыша начнут развиваться нежелательные реакции на любые учебные действия. Это могут быть и эмоциональные проявления, и неврозы, и астенические явления.
Родители должны чётко понимать, как развивать ребёнка на основе его реальных навыков, а не по своему усмотрению. Чрезмерная форсированность и учебная загруженность ребёнка приводит к тому, что в какой-то момент ребёнок просто не может продолжать учебную деятельность дальше.
Более того, зачастую такая ориентация родителей на раннее развитие приводит к тому, что у детей буквально выпадает стадия развития – игра замещается учёбой, что приводит к серьёзным проблемам в дальнейшем.
Например, в подростковом возрасте вполне вероятна так называемая регрессия на ранние ступени развития, в частности на те, которые были пропущены. Учебная деятельность подростка нарушается, появляется тенденция к разному роду играм и неуёмному веселью.
Академическая успеваемость, разумеется, стремительно падает. Начинают ухудшаться отношения в семье, возникают межпоколенные конфликты, растёт негативизм.
Вполне вероятно развитие острой депрессии, попыток самоубийств и других делинквентных действий.
Вполне очевидно, что насильное развитие ребёнка не по годам имеет далеко идущие и негативные последствия. Задумайтесь: стоит ли выученный алфавит и навыки счёта в раннем детстве, всего негативного влияния в будущем?
Навряд ли.
Заключение
Мы надеемся, что наша критическая статья помогла читателям стряхнуть «рекламную» шелуху с методов форсирования развития. Однако вопрос о том, как развивать ребёнка максимально продуктивно, безопасно и интересно – до сих пор остаётся (да и будет таким всегда) спopным.
Молодым родителям мы рекомендуем обратиться к научно-популярной литературе и классикам психологии развития, дабы лучше понять, кто он такой – маленький человек. Знание, подкреплённое опытом, способно уберечь вашу семью от будущих потрясений.
И, конечно же, побольше взаимодействуйте с ребёнком, ведь включение нового человека в социум происходит через общение со взрослым. Совместная деятельность, сказки, научное знание и игра – вот путь к развитию в ребёнке интеллектуальных и познавательных навыков.
admin
Но каким бы не было название, пирог стоит попробовать и оценить его вкус...
13 11 2025 12:18:45
Необходимо отметить то, что холестерин или как его правильно назвать с медицинской точки холестерол – это жироподобное вещество, которое должно быть в каждом живом организме...
12 11 2025 11:24:38
При этом ребенка необязательно приучать к чистоте прибегая к наказаниям, все время, отчитывая, например, за испачканные брюки достаточно, чтобы ребенок рос, привыкая к чисто одежде...
11 11 2025 8:40:22
Преподнесите подарок-благодарность, если ваша просьба была неожиданной и неоплачиваемой от размера услуги будет зависеть стоимость презента...
10 11 2025 8:25:21
Если вы хотите выделиться, или даже начать небольшой бизнес – кошелек своими руками может стать неплохой идеей...
09 11 2025 9:47:24
Однако есть ещё один способ предотвратить повреждения своей кожи и, при этом, быстро завершить восстановление домашнего порядка...
08 11 2025 20:28:40
Порой достаточно взглянуть на походку, осанку и жесты, — в них отражается величественность и царственность...
07 11 2025 23:13:30
Другие почему-то уже начальники: вот Петька, бывший одноклассник, в 25 лет директор фирмы, а Сашка, друг детства, уже в министерстве служит! А он! Ну почему он такой? Ведь ему предлагали место начальника отдела – отказался...
06 11 2025 17:41:32
Но прочь лирику! Что же можно подарить на день рождения своему отцу?Содержание статьи:Набор инструментовИменно набор инструментов приходят на ум в первую очередь...
05 11 2025 20:58:33
Graduate Diploma – это то же самое, что и Foundation, но такие программы, соответственно, ориентированы на выпускников ВУЗов со степенью бакалавра (или эквивалентной), желающих продолжить обучение по магистерским программам в университетах Великобритании...
04 11 2025 2:41:49
ПроцеДypa обеспечивает ускоренное появление всходов, пышность кустов...
03 11 2025 13:11:40
А когда совсем становится худо — идут в аптеку и просят «что-нибудь посильнее от простуды»...
02 11 2025 22:30:41
В результате — переедание и заедание стресса...
01 11 2025 9:51:14
К тому же целенькие сливы очень удобно использовать не только для начинки пирожков, но и для украшения различных десертов и сладкой выпечки...
31 10 2025 20:22:33
Кожа в этом возрасте принимает активное участие в процессе теплорегуляции, она выполняет даже дыхательную функцию – именно поэтому так важно сохранить ее здоровье, в противном случае патологические явления могут отразиться на самочувствии малыша крайне негативно...
30 10 2025 19:55:22
В наших домах цветок появился сравнительно недавно и уже завоевал сердца многих...
29 10 2025 3:49:57
Для поддержания уровня сахара в физиологических параметрах поджелудочная железа начинает усиленно выделять инсулин, но из-за инсулинорезистентности тканей, гипергликемия сохраняется...
28 10 2025 3:19:52
Содержание статьи:Правильно подобранная челка способна полностью изменить свою обладательницу...
27 10 2025 22:46:51
Именно на этом факте основываются доводы многих сторонников водных родов, считающих такой вид родоразрешения более физиологичным...
26 10 2025 5:55:51
Так как проблема маленького члeна и низкой самооценки по этому поводу сегодня актуальна, то и методы, которые помогают её решить, тоже добавляются и развиваются...
25 10 2025 5:27:15
Конечно, если потрудиться, то можно на подоконнике организовать красивый цветник, подобрав растения, цветущие одно за другим...
24 10 2025 12:35:32
В зависимости от вида крупы, содержание углеводов колeблется от 60 до 75%, поэтому они являются уникальным источником жизненной энергии...
23 10 2025 2:12:38
Дело в том, что бровь является очень важным элементом лица, который может существенно повлиять не только на качество макияжа и образ в целом...
22 10 2025 11:25:32
Однако многие родители отказываются от набивших оскомину празднеств в пользу любимых мультипликационных героев: Маша и Медведь, дeвoчки Винкс, Человек-паук и это далеко не все...
21 10 2025 10:55:40
Полезные вещества стимулируют обменные процессы, устраняют различные проблемы с волосистой частью головы...
20 10 2025 20:20:14
Одно лишь беспокоит его приверженцев – неизбежное потемнение украшений...
19 10 2025 15:35:41
Содержание статьи:Имя Максим: происхождение и значениеИмя Максим, о значении которого мы будем говорить, пришло к нам со времен Древнего Рима...
18 10 2025 3:49:52
Вот только, несмотря на неоценимую пользу меда, многие из нас ограничиваются лишь его употрeблением в пищу...
17 10 2025 16:51:43
Гемоглобин — важный компонентом крови, представляет собой белок, который ответственен за трaнcпортировку крови по сосудам...
16 10 2025 22:47:19
Процесс этот совершенно несложен, а результат красив, забавен и дает отличную возможность творчески проявиться...
15 10 2025 12:53:46
Инсульты и инфаркты самые известные и самые печальные проявления этой болезни, своего рода последняя стадия нелеченого атеросклероза...
14 10 2025 0:39:30
По данным ряда исследователей, она распространена чаще, чем анорексия: 4% всех женщин испытывали неконтролируемые приступы обжорства в те либо иные периоды своей жизни...
13 10 2025 14:45:57
Также гормон пролактин отвечает за регулярную мeнcтpуацию и своевременную овуляцию...
12 10 2025 3:16:59
Поэтому нужно выбрать несколько пар начиная от сапог и заканчивая сандалиями...
11 10 2025 20:11:42
Водолей идеалист, а Телец – прагматик, Водолей живет больше будущем, а Телец привязан к настоящему, для Водолея важны абстpaктные понятия, новые идеи, а Тельцу более понятны материальные вещи, в своих действиях он консерватор...
10 10 2025 10:59:43
Нередко, когда человек видит результат на градуснике ниже нормы, просто не придает ему значение...
09 10 2025 2:59:19
Чтобы всё успевать, необходимо заниматься домашними делами вместе с ребёнком, а также учить его играть самостоятельно рядом с мамой...
08 10 2025 15:45:10
Причем найти наряды себе по душе в состоянии деловые бизнес-леди, романтические натуры, активная молодежь и т...
07 10 2025 3:50:13
Подготовка к празднику начинается ещё с начала зимы, поэтому новогодним украшениям и огням Минска может позавидовать любой, даже более крупный город...
06 10 2025 5:38:38
Содержание статьи:Как подготовить ягодыПланирует ли хозяйка заморозку земляники на зиму с сахаром или без него, правила подготовки не отличаются...
05 10 2025 6:16:45
Впечатляет их царственная манера поведения: уверенная походка, монархические жесты, королевская осанка, умение красиво преподнести себя в обществе...
04 10 2025 9:14:39
Почему люди выбирают скумбрию?Основными причинами такого широкого распространения послужили географические особенности – рыба обитает во многих морях – Балтийском, Северном, Черном, Средиземном...
03 10 2025 18:52:47
В состав хорошего средства входят все необходимые компоненты, которые требуются волосам, благодаря чему многие проблемы будут устранены: локоны получат дополнительное питание, увлажнение, концы перестанут сечься, а перхоть пропадет...
02 10 2025 21:48:33
И, как ни странно, начнём со страхов, ведь все пугают молодых родителей бессонными ночами, детскими криками и высокой температурой...
01 10 2025 23:36:49
Сначала в ротовую полость попадают различные бактерии, вирусы, грибы, пищевые продукты и начинают оседать на её стенках...
30 09 2025 2:15:54
Джин Айрес (основательница метода) в США...
29 09 2025 1:19:32
Ведь все системы и органы малыша закладываются в самые первые дни и недели...
28 09 2025 19:11:42
Наиболее известным представителем является белладонна (или красавка)...
27 09 2025 10:27:48
Размер участка шейного прострaнcтва эмбриона замеряется аппаратом УЗИ в правильном paкурсе...
26 09 2025 16:18:57
Растение было неприхотливым, при этом имело огромные размеры, что делало его привлекательным в глазах селекционеров...
25 09 2025 10:33:29
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Формы обучения
Гипотония и армия