Монтессори, реджио или вальдорф

Вальдорф, реджио, монтессори… Как выбрать методику образования, которая больше всего подходит вашему ребенку? Желательно с продолжением обучения в школе… Читайте наш краткий путеводитель по дошкольным образовательным программам.
Детский сад общеразвивающего вида — это классика. Бывают с акцентом на физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие. Это сказывается на количестве и формате дополнительных занятий.
Согласно федеральному государственному общеобразовательному стандарту, с 2016 года упор в садиках должен быть сделан на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка, а не на подготовку к школе. Но переход от классической доминирующей позиции педагога, который стремится дать детям как можно больше информации, к новому формату происходит постепенно.
Индивидуальность (пока?) не поощряется. В обучении используется принцип от простого к сложному через многократное повторение. Расписание занятий четкое, как и разделение по возрастным группам.
Скорость занятий и требования к детям в таких садиках общие. Мало времени уделяется спокойной свободной игре, много — дисциплине и правилам. Занятия строго разбиты по времени и месту.
Дети, которые увлеклись процессом или же, наоборот, что-то не успели, вынуждены все бросить в момент завершения занятия.
Детские сады, работающие по методике Монтессори. Основа — свобода воспитания, поддержание изначального желания каждого ребенка учиться и взаимодействовать друг с другом. Итальянский врач, педагог, ученый, философ Мария Монтессори в качестве пpaктики во время обучения в университете занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости, и внезапно обнаружилось, что ее подопечные превосходят по уровню знаний обычных детей в навыках письма, счета и чтения.
После этого открытия она занялась тщательным наблюдением за детьми и разработкой собственной образовательной программы.
Согласно методике Марии Монтессори, дети активно учатся до шести лет благодаря взаимодействию с предметами и материалами. В развитии ребенка выделяется шесть сензитивных периодов — периодов наивысших возможностей для эффективного развития какой-либо стороны психики: развития речи (до 6 лет), восприятия порядка (до 3 лет), сенсорного развития (почти до 6 лет), восприятия маленьких предметов (почти до 7 лет), развития движений и действий (до 4 лет) и период развития социальных навыков (до 6 лет).
Обучение строится с опорой на эти периоды.
Дети в монтессори-садах учатся общаться, выполнять определенные задачи сообща в мини-группах, соблюдать порядок, развивают мелкую моторику и мышление благодаря взаимодействию со специальными пособиями. Монтессори-среда — одна из отличительных особенностей такого садика.
Задача взрослого в монтессори-классе — подобрать материалы, которые будут полезны ребенку в соответствии с его возрастом и умениями, показать, что делать с этими материалами, и… отойти в сторону. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться.
Свобода в монтессори-классе — это свобода быть собой при соблюдении нетрудных правил поведения (никто никому не мешает), возможность изучать предложенные материалы и темы в своем темпе и учиться согласно своему маршрутному листу. Если речь идет о продолжении обучения в монтессори-школе — свобода передвигаться по классу и выполнять задание, хоть лежа на полу.
Дети впитывают новые знания благодаря пpaктике: экспериментам и опытам, выступлениям с презентациями, наблюдениям за растениями и походам в музеи. То, что удалось не только услышать, но и потрогать, создать самому, надолго остается в памяти как опыт. Классы разновозрастные, разбиты на ступени по три года: до 3 лет, от 3 до 6, от 6 до 12.
Основное, что дает монтессори-педагогика, — возможность реализовать природный потенциал ребенка, сохранить и развить умение мыслить творчески, возможность учиться с интересом в своем ритме, горящие глаза детей.
Можно найти как частные, так и государственные монтессори-садики. Но стоит понимать, что государственные — это все же традиционные сады с элементами монтессори-педагогики. Как правило, в таких садиках в сетке ежедневных занятий стоит минимум один урок в монтессори-классе.
Остальные занятия в расписании обычные. Сертифицированные монтессори-школы в Москве — только платные.
Вальдорфские детские садики. Основой является антропософия Рудольфа Штейнера — доктора философии, писателя, педагога.
Штейнер старался примирить научный метод со сверхъестественным, мистическим видением мира. Он был уверен, что верное воспитание восстанавливает баланс между мышлением, чувствами и волей.
Такие детские сады соблюдают ряд принципов антропософии. Вместо внедрения большого потока новой информации поощряется свободная игра ребенка вплоть до школы. Активные игры ритмично чередуются с пассивными.
Невмешательство в процесс, много тишины. Запрет на оценочность, поскольку это порождает зависть, сравнение себя с другим, соперничество. Большой упор на слушание и запоминание.
Воспитатели должны относиться к каждому ученику ровно, с уважением, вне зависимости от его успехов, и воспитывать своим примером. Это зачастую порождает ситуации недостаточных границ в коллективе, чрезвычайную мягкость и бездействие взрослого в момент конфликтов.
В обстановке садика приветствуется использование натуральных материалов, деревянная мебель и игрушки, много тканей, спилов деревьев, шишек, игрушек, сделанных воспитанниками. Большое внимание уделяется праздникам, танцам и пению под живую музыку, приучению детей к домашнему хозяйству.
Соблюдается баланс между активными предметами — эвритмия, рукоделие, театр, живопись, и созерцательными, призванными пробудить чувства — рассказы воспитателя и обсуждения. Группы в вальдорфских садах, как и в монтессори, разновозрастные, но без четкого деления.
Старшие дети опекают младших.
После такого садика ученики могут продолжить обучение в вальдорфской школе. Однако следует учесть, что основной акцент сохраняется на творческих занятиях — флейта, ритмика, работа с деревом… Предметные знания подаются в форме эпох: эпоха математики сменяет эпоху русского и т.д. Одна эпоха длится 3-4 недели.
С одной стороны — полное погружение, с другой — есть риск, что ребенок уже и не вспомнит, что было в прошлую эпоху по математике, например.
Дельфинов в образовательной системе гораздо больше, чем китов. Постоянно рождаются новые системы на стыке нескольких, опирающиеся на тот или иной педагогический метод.
Расскажем о наиболее ярких представителях.
Детские сады, в основе которых лежит реджио-подход Лориса Малагуцци. Итальянский педагог Малагуцци опирался на идеи Пиаже, Выготского, Монтессори, Штайнера, Дьюи и Брунера.
Принципы безусловного уважения, доверия ребенку в вопросе обучения, свободы движения и исследования. У каждого ребенка должно быть много вариантов для самовыражения — музыка, танец, рисование, конструирование, театр теней… У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела. Главная задача — это развитие творческого мышления.
В основе подхода — проектная деятельность и взаимодействие с другими людьми. Взрослому отводится роль наставника, который своими вопросами побуждает ребенка выразить свое мнение, фиксирует его идеи, провоцирует на исследование новой темы. Учиться можно в любой момент, для этого не нужно строгих предметных и временных рамок.
Это место свободных опытов и открытий. Процесс обучения каждого ребенка день за днем фиксируется в виде фото- и видеоматериалов, записи диалогов, комментариев.
Еще одной отличительной чертой реджио-садов является прострaнcтво-мастерская, наполненное разнообразными материалами для поделок и исследований. Здесь и художественные материалы (краски, пластилин, картон), и природные (paкушки, ветки, камушки), а также микроскопы и приборы для измерений.
Это место так и приглашает создать что-то новое или провести эксперимент. Как правило, реджио-прострaнcтво — это светлые помещения с большим количеством дерева в отделке.
Группы не делятся по возрастам. В них можно встретить как трехлетнего малыша, так и ребенка девяти лет.
Садики, обучение в которых опирается на методику Золотой ключик. Авторы — Елена и Геннадий Кравцовы и Елена Бережковская.
Сама методика опирается на понимание психологии развития детей Льва Выготского. Основа — развитие интеллекта через развитие эмоциональной сферы ребенка. Организационная основа занятий — путешествия в другие страны с изучением их культуры, обычаев и традиций.
Это происходит благодаря обилию эмоционально насыщенных событий и праздников, которые проживаются одной большой семьей детского сада. Представьте, как волнительно в садике среди дня встретить настоящего японского самурая, научиться писать иероглифы, самим сделать веер и меч.
Вернуться вечером домой, подготовить короткий рассказ об истории страны. А на следующий день заняться приготовлением традиционного японского супа, например.
Роль взрослого — пройти с ребенком рука об руку через событие, помочь не только получить новый опыт, но и осмыслить его, освоить. Во время игры педагоги отходят в сторону, главная роль отдается детям. Через игру должны решаться те или иные психологические задачи.
Группы — смешанные по возрастам. Особенно это хорошо для младших братиков и сестренок, которые только попадают в садик.
Одним из принципов программы является единство сада и начальной школы, поскольку детство, по мнению авторов методики, заканчивается примерно к 10 годам. Отказ от классно-урочной формы обучения и предметного разделения учебного плана, гибкость в сочетании коллективных и индивидуальных методов обучения, учитывание возрастных и индивидуальных особенностей.
Много общения, работы в группах над общим заданием, встречи с людьми разных профессий, много движения, красок и радости. Не система, а просто праздник!
Какой бы сад вы ни выбрали, следует обратить внимание на воспитателя/педагога, к которому попадет ребенок. Пожалуй, это основное.
В классическом государственном садике может работать очаровательная воспитательница с горящими глазами, которая очень любит малышей, а может оказаться дама старой закалки, при которой все будут ходить строем. В монтессори-среде все педагоги, как правило, проходят обязательное обучение. Поинтересоваться, окончил ли ваш педагог такое обучение, имеет ли садик официальную аккредитацию монтессори-педагогов России или аккредитован международной ассоциацией, будет правильным решением.
В вальдорфской педагогике стоит особенно внимательно выбирать учителя, поскольку именно на него возложена миссия быть примером для детей. И зачастую он может быть сильно погружен в антропософию, даже не иметь педагогического образования, любые трудные ситуации не решать, а пытаться замять и сгладить под прикрытием любви и добродетели. По системе Золотой ключик с группой детей работают два педагога-воспитателя, прошедшие обучение.
Один из них выступает в роли Всезнайки, а второй — наоборот, Почемучка, которому дети с удовольствием все объясняют. Стоит учесть, что в реджио-подходе нет четко отлаженной системы обучения педагогов.
Основная тонкость, которая возникает при выборе садика с альтернативной системой образования, заключается во внимательном взгляде на соблюдение принципов метода. Не произошло ли искажения?
Вне зависимости от того, насколько глубоко вы разбираетесь в различиях педагогических систем, задавайте как можно чаще вопросы: Зачем?, Что это даст моему ребенку?, Как это скажется на его жизни в будущем?.
Мы с вами живем в удивительное время. Мы можем выбирать!
Выбирайте сердцем, прислушиваясь к своему ребенку, ведь лучше вас его не знает никто.
admin
Маски для лица с коньяком идеальны для жирной и увядающей кожи. Лучшие рецепты масок для лица с коньяком вы найдете в нашей статье....
26 11 2025 0:59:46
0EКак и вся обитель, монастырская колокольня пережила периоды расцвета и запустения...
25 11 2025 6:16:12
Аритмия при низком давлении Чем помочь, когда возникает аритмия при низком давлении Заболевания сердца и сосудов обостряются в период летней жары и...
24 11 2025 9:27:35
Рассмотрен холестерин в крови повышен причины как лечить, описана врачом грамотная диета для нормализации уровня холестерина без таблеток, описан вред статинов...
23 11 2025 7:36:18
Электрофорез при гипертонии Физиотерапия при гипертонии: электрофорез при гипертонической болезни Артериальная гипертензия является многофакторным...
22 11 2025 10:34:39
21 11 2025 10:45:48
Щитовидная железа и брадикардия Брадикардия и гипотиреоз Состояние, при котором снижается функциональность щитовидной железы и уменьшается выработка...
20 11 2025 4:16:49
Внутричерепная гипертензия лечение препараты Препараты при внутричерепном давлении Внутричерепная гипертензия возникает при повышении давления...
19 11 2025 1:15:40
Аспирин при гипотонии Можно ли пить аспирин при повышенном давлении? Схема лечения артериальной гипертонии часто включает таблетки ацетилсалициловой...
18 11 2025 2:53:41
Непримиримый враг Революции и борец за единую и неделимую Россию увидел свет в небогатой и незнатной семье русского православного и польской католички...
17 11 2025 12:24:11
Как принимать капли зеленина при брадикардии Брадикардия и капли Зеленина: отзывы, показания к применению Восстановление сердечного ритма зачастую...
16 11 2025 12:38:43
О чем говорит повышенное нижнее артериальное давление О чем говорит повышенное диастолическое (нижнее) давление Проблемы артериального давления знакомы...
15 11 2025 0:19:56
Легочная гипертензия гипертрофия правого желудочка Гипертрофия правого желудочка Гипертрофия правого желудочка – патологическое состояние, связанное с...
14 11 2025 2:49:40
Считаются ли нормой пятна на теле с рождения? Белое пятно на коже с рождения. Красное пятно на лбу у ребенка при рождении. Ребенок родился с пятном на лбу....
13 11 2025 13:22:35
Гипотония мышц у взрослых Что такое мышечная гипотония у взрослых и детей Мышечная гипотония – патологическое состояние, характеризующееся снижением...
12 11 2025 8:50:47
Как пел Гребенщиков, завидую вашему знанью, что я – это я...
11 11 2025 11:49:16
Головная боль при гипотонии Головные боли при низком давлении: патофизиология проблемы Колебания артериального давления могут причинять человеку...
10 11 2025 2:25:39
Экскурсия начинается с входа в узкое ущелье, по выходу из которого отдыхающих встречает здание Эль-Хазне...
09 11 2025 17:53:43
Умеренная внутричерепная гипертензия Внутричерепная гипертензия Головная боль может быть симптомом многих тяжелых заболеваний. Внутричерепная гипертензия...
08 11 2025 2:54:10
Другая вторичная гипертензия что это Другая вторичная гипертензия что это Как различить вторичную артериальную гипертензию Первичная и вторичная...
07 11 2025 0:29:58
Платья некоторых невест вошли в историю, став олицетворением женственности и элегантности...
06 11 2025 0:10:23
Существует простое решение, способное резко сократить текучку, увеличить приток новых сотрудников, повысить производительность труда, и при этом оно пpaктически не требует предварительных инвестиций...
05 11 2025 15:32:45
Лучшие средства и лекарства от ветрянки вы найдете в этой статье. Не обязательно пользоваться зеленкой, есть множество средств заменяющих её....
04 11 2025 2:11:52
Препараты при почечной гипертензии Лекарственные препараты для лечения почечного давления Какие лекарственные препараты от почечного давления можно...
02 11 2025 23:25:13
1WБруклинский мост, который по праву считается одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка, является самым старейшим из висячих мостов в Соединенных Штатах Америки...
31 10 2025 16:12:52
Несмотря на молодость, Таня была прекрасной хозяйкой и отлично готовила...
30 10 2025 22:52:19
Признаки инфаркта у женщин старше 60 лет Признаки инфаркта у женщин: симптомы и предвестники Признаки инфаркта у женщин могут иметь особенности,...
27 10 2025 4:11:16
Схема приема диакарба при внутричерепной гипертензии Схема приема диакарба при внутричерепной гипертензии Диакарб и Аспаркам Для лечения гипертонии наши...
26 10 2025 0:50:44
Аристократы царской России открыли для себя все прелести курортной Франции ещё в XIX веке...
24 10 2025 12:12:49
Эссенциальная первичная гипертензия что это такое Эссенциальная артериальная гипертензия Эссенциальная гипертензия (первичная гипертензия, эссенциальная...
23 10 2025 12:25:25
Узнайте об эффективных способах лечения алопеции у женщин. Что это за болезнь, чем она опасна и основные причины возникновения. Как и чем можно лечить женское облысение? Традиционные и народные методы. Меры профилактики заболевания....
22 10 2025 8:10:57
Мочекислый инфаркт почек у новорожденного Мочекислый инфаркт новорожденного Мочекислый инфаркт новорожденного – транзиторное состояние повышенного...
21 10 2025 21:22:33
19 10 2025 15:13:53
Крепость Каркасон с высоты птичьего полётаК слову, во многих путеводителях и туристических проспектах Каркасон значится как замок...
18 10 2025 19:34:45
Систоло диастолическая гипертензия Диастолическая артериальная гипертензия Состояние повышенного артериального давления все чаще встречается у лиц...
17 10 2025 7:47:35
Средства от гипотонии Лучший утренний ритуал ухода за своей энергетикой Сентябрь 27, 2016 Как стать более осознанной в отношении своих гормонов Сентябрь...
16 10 2025 18:51:13
В центре его отвесная скала, на вершине которой виднеются старинные руины...
15 10 2025 6:47:27
Гипертония что это за болезнь симптомы Гипертоническая болезнь Гипертоническая болезнь (эссенциальная артериальная гипертензия, первичная артериальная...
14 10 2025 4:45:40
60% площади страны покрыто влажными вечнозелёными лесами, но встречаются и саванны — безлесные равнины, поросшие травой аланг-аланг...
13 10 2025 21:36:43
Артериальная гипертензия при беременности Артериальная гипертензия при беременности По статистике, артериальная гипертензия при беременности встречается у...
12 10 2025 11:29:49
Мы поговорим о том, как кора белой ивы влияет на вязкость крови: разжижает или сгущает ее? Объясним, как правильно ее принимать, а также какие противопоказания она имеет. Предоставим эффективные рецепты на ее основе: отвар, настой, экстpaкт....
10 10 2025 11:24:58
Что такое обширный инфаркт сердца Последствия обширного инфаркта и шансы выжить Обширный инфаркт является наиболее опасной формой сердечного приступа. Он...
09 10 2025 19:36:33
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Формы обучения