Развиваем память

Исчез мотив – исчезла и феноменальная память
В продолжении предыдущей статьи Развиваем память. Часть первая нужно отметить, что состояние готовности человека к запоминанию (как и к другим процессам) состоит из нескольких составляющих.
Интеллектуальная составляющая включает в себя понимание своих целей, задач и средств их достижения.
Эмоциональная составляющая хаpaктеризуется уверенностью в собственных силах, чувством ответственности и воодушевлением.
Мотивационная – это интерес к дисциплине, виду деятельности, стремление к успеху и потребность к выполнению поставленных задач.
Волевой аспект представлен сосредоточенностью в выполнении задачи, умением отвлечься от помех, собранностью сил в достижении цели и преодолением сомнений.
На основе указанных составляющих выведена схема подготовки к запоминанию, состоящая из нескольких этапов:
1. Бегло просматриваем и знакомимся с проpaбатываемым материалом
2. Формулируем цель, отвечая на вопросы: Что конкретно необходимо запомнить? Стоит ли запоминать данную информацию?
3. Разpaбатываем мотивы для запоминания: Зачем мне нужна эта информация? Для чего?
4. Выбираем метод запоминания, отталкиваясь от того, какой материал и в каком виде его необходимо запомнить
5. Вспомнить, что известно по проpaбатываемой теме
6. Делаем установку на запоминание
7. Запомнив, мы должны постараться все вспомнить, отвечая на вопросы: Что? Где?
Когда?.
Более подробно рассмотрим каждый из этапов.
Прежде чем начать запоминать материал (формулы, таблицы, тексты и т.д.), необходимо ознакомиться, с чем мы имеем дело, чтобы спланировать и организовать последующий процесс. Это ознакомление исполняет роль разминки перед началом более серьезного процесса и позволяет ответить на ряд вопросов, позволяющих сэкономить усилия в последующем.
Этапы предварительного просмотра:
1. Прочтение заглавия книги (статьи), имя автора, выходные данные (издательство, место и год издания).
2. Знакомство с содержанием текста. По нему прослеживается основной ход мысли автора и строение теста.
Порой достаточно прочитать содержание книги и становится понятно, какую задачу автор поставил перед написанием книги.
3. Ознакомление с иллюстрациями, диаграммами, графиками и рисунками в тексте. Они, создавая графическую канву текста, позволяют легче понимать и запоминать изложенный материал.
4. Можно пролистать книгу, обращая внимание на длину разделов. Как правило, в каждом разделе содержится только одна основная мысль и поэтому считается, что если в книге разделов много и они короткие, то значит много идей без подробной расшифровки.
Если разделов немного и они длинные, значит основных идей в текст заложено немного, но они прописаны более основательно.
5. Знакомясь с книгой (статьей), необходимо прочесть введение и заключение, а также первое предложение и резюме (или последнее предложение) каждого из разделов. В них вы почерпнете намного больше информации, чем если будете просматривать текст бессистемно.
6. На заключительном этапе предварительного просмотра необходимо определить, сколько времени будет затрачено на чтение книги (статьи).
Предварительный просмотр не должен длиться более 10-15 минут. Сразу уточню:, данная схема не применима к художественной литературе и к коротким статьям, тематика которых уже известна.
Если необходимо проработать не текстовый материал (таблицы, схемы, графики), то предварительный просмотр занимает меньше времени, включая в себя просмотр:
— расположения: горизонтальное и вертикальное
— элементы информации: цифры, линии, геометрические фигуры, изображения и абстpaктные понятия
— количества единиц информации и определить время на проработку.
Формулирование цели
После просмотра текста необходимо сформулировать цель запоминания, для чего необходимо ответить на следующие вопросы:
— Нужно ли запоминать данный материал?
— Какие положения текста требуется запомнить, целиком или отдельные части?
— Какова сложность текста?
— Когда лучше запомнить: в данный момент или отложить на другое время?
Определив цель, переходим к созданию мотивации, благодаря которой человек движется к намеченной цели. Любому взрослому человеку роль мотивации хорошо известна и от нее зависит эффективность запоминания. Чтобы определить причину, по которой вам следует запомнить материал, необходимо ответить себе на следующие вопросы: Зачем?
Для какой цели? Какой смысл?.
В процессе экзамена, преподаватель, обратив внимание на зачетную книжку студента, где красовались только удовлетворительные оценки, спросила: А почему так? У вас хорошая память, вы неглупый человек.
Почему такие низкие оценки? и получила ответ: А мне главное сдать сессию, все остальное – значения не имеет.
Приведу ряд мотиваций студентов нашего факультета, получающих отличные оценки на спецпредметах:
— мне это очень интересно
— я хочу доказать всем, что я лучший студент
— если я закончу вуз на отлично — родители подарят машину
— мой парень учится на отлично и я должна и т.д.
Мотивации бывают двух видов: внутренние и внешние. Внутренние мотивации связаны с личностью человека и вызываются его интересами, потребностью в самоуважении и самореализации. Внешние мотивации объясняются потребностями одобрения, материального стимулирования и др.
Нередко внешняя мотивация оказывается мощнее внутренней, поэтому лучше иметь обе мотивации, подкрепляемые положительными эмоциями. Мало того что мне самой интересно учиться, так и родители радуются и гордятся такой дочкой.
В процессе определения мотивации следует представлять мотив конкретно, а не абстpaктно (получение диплома с отличием позволит получить мне высокооплачиваемую работу (что совсем не факт)), и он должен быть достижим.
Выбор методов запоминания
Первые три этапа указанной схемы очень важны, но не менее важно, как запоминать. Методы запоминания зависят от вида информации, которую необходимо запомнить.
Мы уже упоминали эти виды: тексты, таблицы, формулы, графики и т.д. и все многообразие этой информации делится на три вида: образная, текстовая и точная.
К образной информации относятся зрительные образы, запоминается она хорошо и лучше всего приближена к функционированию нашего мозга. Мы легко запоминаем дорогу в школу, на работу, двор, в котором живем, и можем легко воспроизвести обстановку своей квартиры или рабочего кабинета.
Окружающие нас предметы легко переводятся мозгом в образы и сохраняются в памяти, пpaктически без нашего участия.
Текстовая информация запоминается хуже образной, так как не все слова мозг может перевести в образы. Перевод слов в образы происходит благодаря воображению, и именно оно обеспечивает понимание речи.
Слова подразделяются на две группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, – подушка, автомобиль, самолет и слова, управляющие этими образами в воображении, – к ним относятся глаголы и прилагательные.
Текстовая информация запоминается труднее по той причине, что слов первой группы меньше и, кроме того, образы, создаваемые на основе слов, воспринимаются труднее зрительных образов.
Точная информация принципиально отличается двух первых видов информации. Рассматривая набор чисел, например, номер телефона или банковской карты, мы не можем обнаружить в них образы и отношения между ними.
Пропуская числа через себя, мозг ничего не запоминает, сразу после просмотра человек в состоянии произвести последнюю часть информации — 4-7 цифр.
Перечисленные виды информации имеют свои методы запоминания. Для запоминания текстовой информации необходимо применять методы, основанные на развитии логического мышления и образной памяти.
Чтобы запомнить точную информацию, необходимо применять методы мнемотехники и сопоставления получаемой информации с уже известной.
Итак, выбрав метод запоминания, мы определяем объем работы: заучиваем объем полностью или его часть. Известны три способа заучивания: полный, частный и комбинированный.
Полное заучивание состоит в том, что весть материал заучивается целиком, от начала до конца – это стихи, определения, тексты и т.д.
Частный способ подразумевает, что объем информации делится на несколько кусков, и каждый заучивается отдельно, друг за другом. Информация оседает в памяти постепенно, как бусинка за бусинкой, нанизывается на нить, и в какой-то момент становится ясно, что весь объем усвоен.
Так учатся поэмы, большие тексты.
Комбинированный метод – это сочетание полного и частичного. На первом этапе материал прочитывается полностью несколько раз, а затем трудные места заучиваются отдельно, и объем проpaбатывается снова целиком.
По мнению исследователей, этот метод является самым предпочтительным. Он позволяет распределить запоминание материала, выделить главное и осмыслить его.
Следующий шаг – вспомнить все, что известно по проpaбатываемой теме. Это следует делать для того, чтобы вновь приобретаемые знания увязывались с уже имеющимися и легче закреплялись в памяти.
Когда на первом этапе мы только бегло просматриваем информацию, мы должны запомнить, о чем она и что можно сказать на данную тему. Неважно, что вначале вспоминать будет совсем немного, в данном случае важен сам процесс, а качество его придет позднее.
Для процесса воспоминания Тони Бьюзен предлагает использовать MindMap (Карту памяти) – на листе бумаги записываются ключевые слова и связи между ними в нелинейном изображении. Т.Бьюзен приводит следующие преимущества MindMap:
— основная идея должна размещаться в центре листа
— важность каждой идеи легко прослеживается, более значимые располагаются ближе к центру листа, а менее важные – дальше от центра
— связи между идеями (понятиями) становятся распознаваемыми благодаря их близкому расположению и соединительным линиям
— в этом случае информация будет восприниматься быстрее и усваиваться глубже
— структурный хаpaктер карты позволяет дополнять ее новой информацией без вычеркиваний, вырезаний и т.д.
— вся вышеприведенная информация позволяет головному мозгу легче усваивать новые связи и дополнять вновь поставляемой информацией.
Таким образом, Карта памяти позволяет настроиться на изучаемый материал, вспомнить все, что известно нам по данной теме понимать и запоминать тексты и точную информацию раскрывать творческий потенциал и выpaбатывать новые идеи на подготовку докладов и к экзаменам и т.д.
Настроились и следующий шаг – запомнить. Как показали эксперименты, наиболее эффективным является непроизвольное запоминание, которое возникает в процессе деятельности, ведущей к какой-то цели. Целью должна быть интеллектуальная работа с материалом с учетом его специфики.
Так, математики говорят: чтобы понимать и знать, надо решать, много решать, и побочным эффектом данного действия является не только понимание процесса, но и запоминание. Таким образом, запоминание не должно быть целью, а лишь средством, ведущим к достижению цели. Этот принцип положен в некоторые методы изучения иностранных языков.
Так, в методе, основанном на имитации определенного вида деятельности, учащемуся дается словарь необходимых слов и предлагается составить гардероб или накрыть стол, в процессе выполнения задания слова запоминаются.
И последний шаг на этом пути – запомнить так, чтобы вспомнить, то есть мы говорим о длительности запоминания. Установка на длительность запоминания должна быть принята человеком. Если он говорит: я учу, чтобы только сдать экзамен и все, то так и будет.
Как утверждают специалисты, память пpaктически у всех замечательная, только люди часто не умеют разговаривать с ней на одном языке. Запоминание должно строиться с учетом того, как в последующем будет воспроизводиться информация. Помни вопросы: Что?
Где? Когда? — это о том, для чего нам запоминать материал и как мы им воспользуемся впоследствии.
Если вы готовитесь к экзамену, то возникает необходимость представить и эмоционально пережить всю ситуацию, физически ощущая — как входите в аудиторию, берете билет, готовитесь и отвечаете экзаменатору. В этом процессе следует создать и свой ключик воспроизведения, который формируется в процессе запоминания, когда вы неосознанно запоминаете свои ощущения и эмоции, вызванные изучаемым материалом и внешними факторами: местом, где занимаетесь, и обстановкой, погодой за окном…Эти ключи, зафиксированные в памяти, служат подсказкой в процессе воспоминания.
Чтобы научиться создавать и пользоваться ключами воспроизведения, нужно стремиться быть наблюдательным и внимательным к обстановке и деталям, окружающим нас.
Вы можете вспомнить, сколько ступенек ведет от двери подъезда к вашей двери? А в каком состоянии кожзаменитель на соседней двери?
Помню, в детстве, прочитав рассказы о Шерлоке Холмсе, я первое время была в каком-то потрясении и сильно досаждала родителям тем, что не только пересчитала все имеющиеся ступеньки, включая лестницу на сеновал, но и с лупой облазила все вокруг дома, фиксируя различные огрехи, с моей точки зрения (там скрипит, тут проржавело).
Итак, чтобы что-то вспомнить, следует учиться оставлять яркие воспоминания о ситуации, в которой проходил процесс запоминания работая над материалом, необходимо вызывать эмоции и применять методы мнемотехники.
admin
Материал тот предназначался мужчинам и рассказывал о причинах, по которым, по мнению автора, не следует жениться на разведенке с ребенком...
15 11 2025 11:55:54
Признаки мерцательной аритмии сердца у женщин Особые симптомы аритмии сердца у женщин Кубанский государственный медицинский университет (КубГМУ, КубГМА,...
14 11 2025 3:27:30
Можно ли заниматься спортом при синусовой аритмии Можно ли заниматься спортом при аритмии сердца Занятия спортом являются неотъемлемой частью здоровой...
12 11 2025 23:33:28
Эссенциальная первичная гипертензия что это такое Эссенциальная артериальная гипертензия Эссенциальная гипертензия (первичная гипертензия, эссенциальная...
11 11 2025 20:29:27
Синдром доброкачественной внутричерепной гипертензии у детей Внутричерепная гипертензия у детей или синдром повышения внутричерепного давления 1. Механизм...
10 11 2025 21:39:51
Яблочный уксус при гипертонии Нормализация давления и лечение гипертонии яблочным уксусом Яблочный уксус — уникальный продукт, которые пользуется огромной...
08 11 2025 2:13:16
Сегодня мы публикуем запись вебинара по теме Укладываем ребенка спать...
07 11 2025 3:15:27
Какие таблетки повышают давление у человека
Гипотония (артериальная гипотензия) — состояние организма, которое хаpaктеризуется снижением АД ниже нормальных показателей, противоположное гипертонической болезни...
06 11 2025 16:56:32
Итак, кто и при каких обстоятельствах решает, кому давать инвалидность при высоком кровяном давлении?
Группы инвалидности по тяжести патологии
Дают ли группу инвалидности при гипертонии? АГ относится к числу патологических состояний, которые являются ограничением для огромного количества разных видов профессиональной деятельности...
05 11 2025 23:20:30
Окончи, а там разберешься, — уверяли они...
04 11 2025 20:11:52
Почему так происходит и какую роль отец играет в жизни человека?Действительно, фигура папы — фигура умолчания, и у этого много разных причин...
03 11 2025 7:44:20
0EКиево-Печерская Лавра является центром христианства и святыней для верующего народа...
02 11 2025 2:43:47
Кому идет и кому не подходит темный цвет волос, существующие оттенки, правила подбора краски, инструкция по окрашиванию в домашних условиях, лучшие краски для красивых темных локонов, как сохранить цвет после процедуры - все это далее в статье....
31 10 2025 21:37:41
Гипотония у подростка причины и лечение Пониженное давление у подростка — лечение гипотонии В пубертатном периоде пониженное давление не редкость....
30 10 2025 20:15:13
Список наиболее необходимых и полезных продуктов для мужского здоровья, чтобы сохранить мужскую силу, потенцию и репродуктивное здоровье до глубокой старости....
29 10 2025 19:14:14
Бады при гипертонии БАД от гипертонии и высокого артериального давления Эффективны ли биологически активные добавки при гипертонии для снижения кровяного...
28 10 2025 8:18:52
А почему, собственно? Нужно, наконец, прекратить разжаловать каждую женщину до подставки для дамских сумочек...
27 10 2025 4:54:51
Синусовая аритмия на экг Синусовая аритмия на Э К Г: детальная расшифровка, все признаки Нарушение сердечного ритма, которым характеризуется синусовая...
26 10 2025 21:28:20
Вы узнаете, как с помощью народных средств можно поднять гемоглобин в крови у женщин и мужчин. Опишем рецепты и продукты, которые способствуют быстрому повышению его уровня у взрослых....
25 10 2025 9:55:28
Как быстро и легко избавиться от головной боли без таблеток (и гильотины) во время поездок, дома или на работе с помощью массажа, народных средств, водных процедур, аутотренинга, эфирных масел - это поможет устранять ощущения сдавленности, распирания и тяжести в темени и висках....
24 10 2025 6:53:57
Диета после инфаркта и стентирования Диета после инфаркта...
22 10 2025 12:48:53
Лекарства от стенокардии при гипертензии Какие лекарства принимают при стенокардии Стенокардия не случайно относится к числу самых опасных...
21 10 2025 4:28:22
Гипотензия и гипертензия что это такое Заболевания сердечной системы: гипотония и гипертония Гипертонию и гипотонию часто путают между собой, но сходства...
20 10 2025 4:49:15
Какие повязки при ожогах накладываются, виды, стерильные и асептические ожоговые повязки, как наложить повязку при термическом ожоге кожи, заживляющие мази....
19 10 2025 20:14:20
Инфаркт миокарда диета Диета №10и (Стол №10и): питание при инфаркте миокарда Диета №10и (стол №10и) – лечебная система питания, которую назначают при...
18 10 2025 1:39:43
, когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства...
16 10 2025 19:53:27
Дети решили, что их строгая воспитательница заболела, но рассказывать о ее болезни доктору Ивару не спешили: боялись, что он ее вылечит...
15 10 2025 14:16:54
493333Сегодня Херсонес Таврический работает как музей под открытым небом...
14 10 2025 16:48:47
Продолжительность жизни зависит от множества факторов...
13 10 2025 16:29:52
Повышенное давление при гипотонии что принимать Что делать при повышении и скачках давления у гипотоников При гипотонии человек сталкивается с рядом...
12 10 2025 11:59:39
Мочегонные травы при гипотонии Лечение гипотонии народными средствами Пониженное давление не несет угрозы жизни, но существенно ее усложняет и ухудшает....
11 10 2025 11:40:23
— О-о-о! – простонал он, увидев рюмку...
10 10 2025 10:36:29
Пароксизм мерцательной аритмии Особенности пароксизмальной формы мерцательной аритмии Пароксизмальная мерцательная аритмия – это патологическое состояние,...
09 10 2025 12:12:44
Они короткие, меньше чем по полчаса, но вместе составляют как бы один цикл терапии — одну рабочую неделю психотерапевта...
06 10 2025 2:11:57
Оглядываясь назад, я могу сказать, что желание в зрелом возрасте воплотить в жизнь свои детские мечты оказалось самым провальным вариантом изменить жизнь к лучшему...
05 10 2025 9:11:59
583635Сегодня, Тайганское водохранилище является водоохранной территорией, по этому пикники и выгул домашних животных на его территории строго запрещен, а вот рыбалка и прогулки вдоль водохранилища, это, пожалуй, в последние годы, стало основным развлечением гостей полуострова и местных жителей...
04 10 2025 13:16:30
Всем добра! В этой стстье вы узнаете что такое использовать чистотел от папиллом - в виде сока, отвара, настойки или масла. Для начала берем......
03 10 2025 11:17:24
Уход за жирной кожей лица требует особого внимания и имеет свои правила. Мы познакомим вас с утренним и вечерним этапами ухода за жирной кожей, а также c народными средствами и с салонными процеДypaми....
02 10 2025 0:14:43
Ведь потом с меня за это возьмут хорошо если деньгами, а то и здоровьем...
01 10 2025 12:48:16
683810Чоргуньская башня до сих пор не имеет точной даты строительства, не то что год , а даже век, в котором она была построена, археологи определить не смогли...
30 09 2025 14:56:59
Ваши дети – не ваши детиВ жизни Франко Нембрини была история, удивительно похожая на Притчу о блyдном сыне...
29 09 2025 4:15:50
Панкреатическая гипертензия что это Билиарная гипертензия: что это такое, признаки желчной гипертензии Ещё одна опасная болезнь, связанная с давлением —...
28 09 2025 3:57:17
5E Объект культурного наследия Российской ФедерацииКолокольня Ивана Великого, местом расположения которой является Московский Кремль, имеет ещё одно название: церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичника...
27 09 2025 10:14:44
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::




Ромашка повышает или понижает давление: как она влияет на его уровень у человека?
Коричневые выделения при беременности: норма и патология
Формы обучения
Гипотония и армия