Развиваем память
Исчез мотив – исчезла и феноменальная память
В продолжении предыдущей статьи Развиваем память. Часть первая нужно отметить, что состояние готовности человека к запоминанию (как и к другим процессам) состоит из нескольких составляющих.
Интеллектуальная составляющая включает в себя понимание своих целей, задач и средств их достижения.
Эмоциональная составляющая хаpaктеризуется уверенностью в собственных силах, чувством ответственности и воодушевлением.
Мотивационная – это интерес к дисциплине, виду деятельности, стремление к успеху и потребность к выполнению поставленных задач.
Волевой аспект представлен сосредоточенностью в выполнении задачи, умением отвлечься от помех, собранностью сил в достижении цели и преодолением сомнений.
На основе указанных составляющих выведена схема подготовки к запоминанию, состоящая из нескольких этапов:
1. Бегло просматриваем и знакомимся с проpaбатываемым материалом
2. Формулируем цель, отвечая на вопросы: Что конкретно необходимо запомнить? Стоит ли запоминать данную информацию?
3. Разpaбатываем мотивы для запоминания: Зачем мне нужна эта информация? Для чего?
4. Выбираем метод запоминания, отталкиваясь от того, какой материал и в каком виде его необходимо запомнить
5. Вспомнить, что известно по проpaбатываемой теме
6. Делаем установку на запоминание
7. Запомнив, мы должны постараться все вспомнить, отвечая на вопросы: Что? Где?
Когда?.
Более подробно рассмотрим каждый из этапов.
Прежде чем начать запоминать материал (формулы, таблицы, тексты и т.д.), необходимо ознакомиться, с чем мы имеем дело, чтобы спланировать и организовать последующий процесс. Это ознакомление исполняет роль разминки перед началом более серьезного процесса и позволяет ответить на ряд вопросов, позволяющих сэкономить усилия в последующем.
Этапы предварительного просмотра:
1. Прочтение заглавия книги (статьи), имя автора, выходные данные (издательство, место и год издания).
2. Знакомство с содержанием текста. По нему прослеживается основной ход мысли автора и строение теста.
Порой достаточно прочитать содержание книги и становится понятно, какую задачу автор поставил перед написанием книги.
3. Ознакомление с иллюстрациями, диаграммами, графиками и рисунками в тексте. Они, создавая графическую канву текста, позволяют легче понимать и запоминать изложенный материал.
4. Можно пролистать книгу, обращая внимание на длину разделов. Как правило, в каждом разделе содержится только одна основная мысль и поэтому считается, что если в книге разделов много и они короткие, то значит много идей без подробной расшифровки.
Если разделов немного и они длинные, значит основных идей в текст заложено немного, но они прописаны более основательно.
5. Знакомясь с книгой (статьей), необходимо прочесть введение и заключение, а также первое предложение и резюме (или последнее предложение) каждого из разделов. В них вы почерпнете намного больше информации, чем если будете просматривать текст бессистемно.
6. На заключительном этапе предварительного просмотра необходимо определить, сколько времени будет затрачено на чтение книги (статьи).
Предварительный просмотр не должен длиться более 10-15 минут. Сразу уточню:, данная схема не применима к художественной литературе и к коротким статьям, тематика которых уже известна.
Если необходимо проработать не текстовый материал (таблицы, схемы, графики), то предварительный просмотр занимает меньше времени, включая в себя просмотр:
— расположения: горизонтальное и вертикальное
— элементы информации: цифры, линии, геометрические фигуры, изображения и абстpaктные понятия
— количества единиц информации и определить время на проработку.
Формулирование цели
После просмотра текста необходимо сформулировать цель запоминания, для чего необходимо ответить на следующие вопросы:
— Нужно ли запоминать данный материал?
— Какие положения текста требуется запомнить, целиком или отдельные части?
— Какова сложность текста?
— Когда лучше запомнить: в данный момент или отложить на другое время?
Определив цель, переходим к созданию мотивации, благодаря которой человек движется к намеченной цели. Любому взрослому человеку роль мотивации хорошо известна и от нее зависит эффективность запоминания. Чтобы определить причину, по которой вам следует запомнить материал, необходимо ответить себе на следующие вопросы: Зачем?
Для какой цели? Какой смысл?.
В процессе экзамена, преподаватель, обратив внимание на зачетную книжку студента, где красовались только удовлетворительные оценки, спросила: А почему так? У вас хорошая память, вы неглупый человек.
Почему такие низкие оценки? и получила ответ: А мне главное сдать сессию, все остальное – значения не имеет.
Приведу ряд мотиваций студентов нашего факультета, получающих отличные оценки на спецпредметах:
— мне это очень интересно
— я хочу доказать всем, что я лучший студент
— если я закончу вуз на отлично — родители подарят машину
— мой парень учится на отлично и я должна и т.д.
Мотивации бывают двух видов: внутренние и внешние. Внутренние мотивации связаны с личностью человека и вызываются его интересами, потребностью в самоуважении и самореализации. Внешние мотивации объясняются потребностями одобрения, материального стимулирования и др.
Нередко внешняя мотивация оказывается мощнее внутренней, поэтому лучше иметь обе мотивации, подкрепляемые положительными эмоциями. Мало того что мне самой интересно учиться, так и родители радуются и гордятся такой дочкой.
В процессе определения мотивации следует представлять мотив конкретно, а не абстpaктно (получение диплома с отличием позволит получить мне высокооплачиваемую работу (что совсем не факт)), и он должен быть достижим.
Выбор методов запоминания
Первые три этапа указанной схемы очень важны, но не менее важно, как запоминать. Методы запоминания зависят от вида информации, которую необходимо запомнить.
Мы уже упоминали эти виды: тексты, таблицы, формулы, графики и т.д. и все многообразие этой информации делится на три вида: образная, текстовая и точная.
К образной информации относятся зрительные образы, запоминается она хорошо и лучше всего приближена к функционированию нашего мозга. Мы легко запоминаем дорогу в школу, на работу, двор, в котором живем, и можем легко воспроизвести обстановку своей квартиры или рабочего кабинета.
Окружающие нас предметы легко переводятся мозгом в образы и сохраняются в памяти, пpaктически без нашего участия.
Текстовая информация запоминается хуже образной, так как не все слова мозг может перевести в образы. Перевод слов в образы происходит благодаря воображению, и именно оно обеспечивает понимание речи.
Слова подразделяются на две группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, – подушка, автомобиль, самолет и слова, управляющие этими образами в воображении, – к ним относятся глаголы и прилагательные.
Текстовая информация запоминается труднее по той причине, что слов первой группы меньше и, кроме того, образы, создаваемые на основе слов, воспринимаются труднее зрительных образов.
Точная информация принципиально отличается двух первых видов информации. Рассматривая набор чисел, например, номер телефона или банковской карты, мы не можем обнаружить в них образы и отношения между ними.
Пропуская числа через себя, мозг ничего не запоминает, сразу после просмотра человек в состоянии произвести последнюю часть информации — 4-7 цифр.
Перечисленные виды информации имеют свои методы запоминания. Для запоминания текстовой информации необходимо применять методы, основанные на развитии логического мышления и образной памяти.
Чтобы запомнить точную информацию, необходимо применять методы мнемотехники и сопоставления получаемой информации с уже известной.
Итак, выбрав метод запоминания, мы определяем объем работы: заучиваем объем полностью или его часть. Известны три способа заучивания: полный, частный и комбинированный.
Полное заучивание состоит в том, что весть материал заучивается целиком, от начала до конца – это стихи, определения, тексты и т.д.
Частный способ подразумевает, что объем информации делится на несколько кусков, и каждый заучивается отдельно, друг за другом. Информация оседает в памяти постепенно, как бусинка за бусинкой, нанизывается на нить, и в какой-то момент становится ясно, что весь объем усвоен.
Так учатся поэмы, большие тексты.
Комбинированный метод – это сочетание полного и частичного. На первом этапе материал прочитывается полностью несколько раз, а затем трудные места заучиваются отдельно, и объем проpaбатывается снова целиком.
По мнению исследователей, этот метод является самым предпочтительным. Он позволяет распределить запоминание материала, выделить главное и осмыслить его.
Следующий шаг – вспомнить все, что известно по проpaбатываемой теме. Это следует делать для того, чтобы вновь приобретаемые знания увязывались с уже имеющимися и легче закреплялись в памяти.
Когда на первом этапе мы только бегло просматриваем информацию, мы должны запомнить, о чем она и что можно сказать на данную тему. Неважно, что вначале вспоминать будет совсем немного, в данном случае важен сам процесс, а качество его придет позднее.
Для процесса воспоминания Тони Бьюзен предлагает использовать MindMap (Карту памяти) – на листе бумаги записываются ключевые слова и связи между ними в нелинейном изображении. Т.Бьюзен приводит следующие преимущества MindMap:
— основная идея должна размещаться в центре листа
— важность каждой идеи легко прослеживается, более значимые располагаются ближе к центру листа, а менее важные – дальше от центра
— связи между идеями (понятиями) становятся распознаваемыми благодаря их близкому расположению и соединительным линиям
— в этом случае информация будет восприниматься быстрее и усваиваться глубже
— структурный хаpaктер карты позволяет дополнять ее новой информацией без вычеркиваний, вырезаний и т.д.
— вся вышеприведенная информация позволяет головному мозгу легче усваивать новые связи и дополнять вновь поставляемой информацией.
Таким образом, Карта памяти позволяет настроиться на изучаемый материал, вспомнить все, что известно нам по данной теме понимать и запоминать тексты и точную информацию раскрывать творческий потенциал и выpaбатывать новые идеи на подготовку докладов и к экзаменам и т.д.
Настроились и следующий шаг – запомнить. Как показали эксперименты, наиболее эффективным является непроизвольное запоминание, которое возникает в процессе деятельности, ведущей к какой-то цели. Целью должна быть интеллектуальная работа с материалом с учетом его специфики.
Так, математики говорят: чтобы понимать и знать, надо решать, много решать, и побочным эффектом данного действия является не только понимание процесса, но и запоминание. Таким образом, запоминание не должно быть целью, а лишь средством, ведущим к достижению цели. Этот принцип положен в некоторые методы изучения иностранных языков.
Так, в методе, основанном на имитации определенного вида деятельности, учащемуся дается словарь необходимых слов и предлагается составить гардероб или накрыть стол, в процессе выполнения задания слова запоминаются.
И последний шаг на этом пути – запомнить так, чтобы вспомнить, то есть мы говорим о длительности запоминания. Установка на длительность запоминания должна быть принята человеком. Если он говорит: я учу, чтобы только сдать экзамен и все, то так и будет.
Как утверждают специалисты, память пpaктически у всех замечательная, только люди часто не умеют разговаривать с ней на одном языке. Запоминание должно строиться с учетом того, как в последующем будет воспроизводиться информация. Помни вопросы: Что?
Где? Когда? — это о том, для чего нам запоминать материал и как мы им воспользуемся впоследствии.
Если вы готовитесь к экзамену, то возникает необходимость представить и эмоционально пережить всю ситуацию, физически ощущая — как входите в аудиторию, берете билет, готовитесь и отвечаете экзаменатору. В этом процессе следует создать и свой ключик воспроизведения, который формируется в процессе запоминания, когда вы неосознанно запоминаете свои ощущения и эмоции, вызванные изучаемым материалом и внешними факторами: местом, где занимаетесь, и обстановкой, погодой за окном…Эти ключи, зафиксированные в памяти, служат подсказкой в процессе воспоминания.
Чтобы научиться создавать и пользоваться ключами воспроизведения, нужно стремиться быть наблюдательным и внимательным к обстановке и деталям, окружающим нас.
Вы можете вспомнить, сколько ступенек ведет от двери подъезда к вашей двери? А в каком состоянии кожзаменитель на соседней двери?
Помню, в детстве, прочитав рассказы о Шерлоке Холмсе, я первое время была в каком-то потрясении и сильно досаждала родителям тем, что не только пересчитала все имеющиеся ступеньки, включая лестницу на сеновал, но и с лупой облазила все вокруг дома, фиксируя различные огрехи, с моей точки зрения (там скрипит, тут проржавело).
Итак, чтобы что-то вспомнить, следует учиться оставлять яркие воспоминания о ситуации, в которой проходил процесс запоминания работая над материалом, необходимо вызывать эмоции и применять методы мнемотехники.
admin
Изолированная систолическая гипертензия лечение Как лечить изолированную систолическую артериальную гипертонию (гипертензию) у пожилых людей Изолированная...
16 08 2025 19:41:19
Травы повышающие давление гипотония Полезные травы для повышения артериального давления Гипотония доставляет человеку множество хлопот. Человек вынужден...
15 08 2025 2:21:17
14 08 2025 17:53:15
Собственно, на этом можно и закончить, что тут еще скажешь? Но я еще немного поговорю, тема-то… любимая...
12 08 2025 21:27:51
Признаки инфаркта у мужчин старше 60 лет Признаки инфаркта у мужчин: симптомы, признаки-предвестники Признаки инфаркта у мужчин и женщин могут отличаться,...
11 08 2025 1:58:50
Добрый день всем! Если вы еще не знаете почему желтый налет на языке у вас появляется, то советую прочитать мои советы. Чтобы убрать налет, для начала берем......
10 08 2025 22:11:34
Низкое давление после инфаркта что делать Что делать при низком давлении после инфаркта Согласно статистике, именно инфаркт в большинстве случаев...
09 08 2025 14:33:36
Конкурс на фортепианное отделение с 8-10 человек на место в начале 90-х упал до 1,5 человек...
07 08 2025 10:47:55
Какой пульс при инфаркте Особенности пульса у пациентов при и после инфаркта Заболевания сердца сопровождаются изменениями всех органов и систем,...
05 08 2025 15:30:57
Признаки инсульта и инфаркта у женщин Инфаркт, инсульт: как распознать признаки этих заболеваний, что делать и как помочь больному до приезда скорой...
04 08 2025 19:54:30
Можно ли вернуть маме вкус к жизни?Отвечает Валентина Чавычалова, кандидат психологических наук, аналитический психолог, психодраматист, сотрудник психологического центра Мегаполис...
03 08 2025 15:18:39
Так родителям-отличникам запросто может достаться беззаботный троечник, а в семье физически развитых людей вырасти совершенно не любящий спорт ребёнок...
02 08 2025 4:19:36
Что означает повышенное нижнее артериальное давление О чем говорит повышенное диастолическое (нижнее) давление Проблемы артериального давления знакомы...
01 08 2025 3:45:43
Обесценивать можно интересы, работу, хобби, отношения, и даже мысли или чувства...
29 07 2025 22:24:38
Мы поговорим о том, какое действие оказывает крапива на кровь: разжижает ее или наоборот сгущает? Расскажем о её полезных лечебных свойствах, а также о том, какое влияние она имеет на здоровье человека. Предоставим перечень рецептов на её основе: отвар, чай и другие....
28 07 2025 12:48:57
Печеночная гипертензия симптомы Печеночная гипертензия симптомы Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Сарапульская городская...
27 07 2025 16:47:36
На нем едва различимо изображение обнаженного мужского тела спереди и сзади...
26 07 2025 7:14:16
Как назло сразу на входе среди пестрых журналов ушлые мерчендайзеры разложили жуткие китайские игрушки по немыслимым для такой ерунды ценам...
25 07 2025 16:36:29
Брадикардия первая помощь Первая помощь при приступе брадикардии Приступ брадикардии может случиться в самый неподходящий момент — узнайте заранее как...
24 07 2025 3:32:16
Мазь от зуда в заднем проходе – какие средства можно использовать в домашних условиях, чтобы быстро избавиться от неприятного зуда...
23 07 2025 6:51:37
7E Объект культурного наследия Российской ФедерацииВ отличие от большинства достопримечательностей Костромы, Христорождественский храм, который часто по приделу называют Ильинским, стоит на правобережье Волги...
22 07 2025 13:23:28
Систолическая аритмия что это Систолическая аритмия Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского (СГМУ, СМИ) Уровень...
21 07 2025 4:37:26
Желудочковая аритмия лечение Как проявляется и почему возникает желудочковая аритмия Желудочковая аритмия – это состояние, при котором в проводящей...
20 07 2025 5:47:13
Как выглядит пупковая грыжа, причины её образования, признаки и симптомы, фото, лечение пупочной грыжи у мужчин, женщин и детей, как лечить без операции и с ней...
19 07 2025 0:38:24
Диета при гипертонии Диета при гипертонической болезни: правила питания, рекомендации, примеры меню Диета при гипертонии играет немаловажную роль в...
17 07 2025 16:33:55
Советы о том, как выжить в этой новой реальности, тоже становятся популярны...
15 07 2025 7:35:47
А когда уже эндорфиновые очки разбиваются о суровый булыжник реальности, падая с изумленного лица, обычно поздно пить боржоми...
14 07 2025 20:38:51
8EНа территории современного Ирана, в 60 км к северо-востоку от города Шираз находятся руины Персеполя — древней столицы Персидской империи...
13 07 2025 18:34:45
В фунготерапии распространено лечение paка лекарственными грибами: гриб Веселка, мухомор, рейши, шиитаке, чага - о них говорит фунготерапевт Чикуенок Виктор....
12 07 2025 1:46:21
Гипертония у детей и подростков Гипертония у детей: симптомы и лечение Повышенное кровяное давление — очень опасно. Под нагрузкой находятся все органы и...
11 07 2025 7:42:15
Гипертензия инструкция по применению ОПАСНАЯ МЕДИЦИНА BADBED.RU: БАДЫ, ПРИБОРЫ, МОШЕННИКИ Гипертен не лекарство и не препарат. Развод, отзывы Продавцы...
10 07 2025 3:35:50
Вы ничего не сможете делать полноценно, пока у вас дома младенец...
09 07 2025 5:43:11
Брадикардия симптомы и лечение у детей Если сердце малыша замедлилось: опасна ли брадикардия у детей? Неправильная работа сердца всегда отражается на...
08 07 2025 15:29:32
Мезатон при гипотонии Мезатон (Mesaton) Действующее вещество: Содержание Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Состав Раствор для...
07 07 2025 22:26:23
Или, с поправкой на переводческую адаптацию — письма Санта Клауса...
06 07 2025 20:32:37
И так, переходя с сайта на сайт, я обнаружила программу Всей семьей в музей, которая действует в Москве с 21 сентября и продлится до 10 ноября...
05 07 2025 16:42:10
9EВ красивейшем уголке Баварских Альп на высоком холме, поросшем тёмно-зелёными елями, величаво возвышается замок Нойшванштайн...
04 07 2025 10:53:12
Жизненный путь— Татьяна Владимировна, расскажите про свое детство...
03 07 2025 11:50:19
Обычно о чем-то привычном для женщин в любом уголке мира: кулинарных рецептах, моде и здоровье...
01 07 2025 1:40:54
Щитовидная железа и брадикардия Брадикардия и гипотиреоз Состояние, при котором снижается функциональность щитовидной железы и уменьшается выработка...
30 06 2025 22:56:32
И бегала каждые пять минут к мужу с воплями послушай, послушай, это же все про нас!!...
29 06 2025 1:21:43
Факторы риска артериальной гипертонии Гипертония — факторы риска. Необходимо отметить, что существует целый ряд условий, оказывающих влияние на...
28 06 2025 23:37:56
Еще:
Спорт и здоровье -1 :: Спорт и здоровье -2 :: Спорт и здоровье -3 :: Спорт и здоровье -4 ::